Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Перспективы внедрения системы профилактики выученной беспомощности в процессе подготовки специалистов помогающих профессий

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-384-394

Полный текст:

Аннотация

Современное состояние науки характеризуется тенденцией к расширению методологических горизонтов и перечня прикладных задач психологии, которая трансформирует собственное объектное поле, включающее на современном этапе постнеклассического знания не только изучение особенностей людей с нарушениями психологического и физического здоровья, разработку стратегий оказания им психологической помощи, но и обращает свое внимание на перспективу создания условий, способствующих повышению резистентности современного человека к возникновению потенциально возможных психологических трудностей. Особое место в системе психологической профилактики занимает организация образовательного процесса в группах будущих специалистов помогающих профессий, в частности медицинских психологов и врачей, которые в процессе осуществления профессиональной деятельности будут регулярно взаимодействовать с контингентом людей, характеризующихся состоянием выученной беспомощности, сочетающимся с нарушениями соматического и психологического здоровья. В связи с этим основной задачей представленного исследования стало освещение и оценка потенциальных перспектив внедрения системы профилактики выученной беспомощности посредством ее включения в образовательный процесс в Красноярском государственном медицинском университете в группах студентов старших курсов, обучающихся по специальностям Клиническая психология и Лечебное дело, а также осуществляемой в процессе последипломного обучения специалистов-психологов на цикле профессиональной переподготовки по направлению Медицинская психология. В статье представлены результаты лонгитюдного исследования, иллюстрации внедрения элементов системы профилактики выученной беспомощности в образовательный процесс, определена значимость профилактики состояния выученной беспомощности у будущих специалистов помогающих профессий.

Об авторе

Олеся В. Волкова
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого
Россия
660022, Россия, Красноярск, ул. П. Железняка, 1


Список литературы

1. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. М.: София, 2006. 368 с.

2. Seligman M. E. P. What You Can Change & What You Can’t. N. Y.: Knopf, 1993. 359 p.

3. Куба Е. А. Беспомощность: обзор психологических исследований // Личность в норме и патологии: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск, 2017. С. 74–76.

4. Барашева Д. Е., Жеребцова Д. А. Факторы формирования выученной беспомощности: биологические, социально-психологические, индивидуально-психологические // Стратегические направления развития науки, образования, технологий: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2017. Ч. IV. С. 27–31.

5. Аверкина Т. О. Зависимость уровня влияния феномена выученной беспомощности от темпераментальных особенностей личности и степени ее самооценки // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. No 11-4. С. 585–587.

6. Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. Екатеринбург: Издательские решения, 2015. 274 с.

7. Веденеева Е. В. Взаимосвязь мотивационного компонента личностной беспомощности и ведущей деятельности на разных возрастных этапах // Вестник Томского государственного университета. 2009. No 322. С. 186–189.

8. Водяха С. А. Эмоциональное благополучие как предиктор психического и соматического здоровья // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2015. No 1. С. 6–9.

9. Колмаков В. Б. Феномен оптимизма // Вестн. Воронежского гос. ун-та. Серия: Философия. 2013. No 1. С. 40–56.

10. Котова Ю. В. Языковое выражение оптимизма / пессимизма в свете «локуса контроля» // Извест. Волг. гос. пед. ун-та. 2013. No 6. С. 4–7.

11. Малкина-Пых И. Г. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2006. 1008 с.

12. Далгатов М. М., Муталимова А. М. Профилактика «выученной беспомощности» с позиции деятельного подхода // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: материалы юбилейной конф. / под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 2015. С. 53–56.

13. Мягких Т. Н. Профилактика выученной беспомощности // Трансгрессия социокультурного пространства: материалы V Всерос. науч. интернет-конф. Иркутск, 2017. С. 103–107.

14. Волкова О. В. Выученная беспомощность: технология исследования генеза. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2018. 280 с.

15. Иванькова А. А. Исследование взаимосвязи психологического и соматического здоровья в позднем юношеском возрасте // Евразийский научный журнал. 2016. No 12. С. 307–309.

16. Чижиченко Н. Н. Исследование возрастных психологических особенностей развития оптимизма у учащихся раннего юношеского возраста // Вестн. Твер. гос. ун-та. Серия: Педагогика и психология. 2014. No 3. С. 66–73.

17. Палеха С. А. Выученная беспомощность (Learned helplessness) в системе обучения // Apriori. Cерия: Гуманитарные науки. 2017. No 5. С. 10.

18. Сыманюк Э. Э., Девятовская И. В. Психологические характеристики выученной беспомощности у педагогов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. No 9. С. 71–78.

19. Орлов Д. К., Николаев Е. Л. Особенности самоотношения и саморегуляции у студентов с различным уровнем здоровья // Вестник психотерапии. 2015. No 56. С. 121–135.

20. Панченко Т. А., Долгих Н. П. Организация самостоятельной работы студентов в условиях выученной беспомощности // Проблемы высшего образования. 2016. No 1. С. 231–233.

21. Рожнова М. С., Полушкина И. В. Личностные особенности учащихся с различным уровнем проявления феномена выученной беспомощности // Психология человека в условиях здоровья и болезни: материалы V Междунар. науч.- практ. конф. Тамбов, 2015. С. 141–145.

22. Яковлева Ю. В. Феномен самостоятельности (на материале юношеского возраста) // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. No 5. С. 161–165.

23. Кораблина Е. П., Грибанова О. Н. Роль оптимизма-пессимизма в контексте психологического здоровья лиц в образовательной среде // Комплексная психологическая помощь в образовании: материалы IV науч.-практ. конф. СПб., 2014. С. 36–42.

24. Абхаирова Э. Э., Эбубекирова Л. Ш., Гизатуллина Г. Р., Слюсаренко А. А. Определение зоны психологического благополучия у студентов с различными нарушениями в состоянии соматического здоровья // Молодая наука: материалы науч.-практ. конф. для студентов и молодых ученых / науч. ред. Н. Г. Гончарова. Ялта: Ариал, 2017. С. 119–120.

25. Гузенко Е. Е., Крючкова К. С. Состояние выученной беспомощности у студентов // Мир педагогики и психологии. 2017. No 12. С. 145–152.

26. Кучерова М. С. Влияние феномена «выученная беспомощность» на динамику процесса внимания в юношеском возрасте // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. No 11-4. С. 704–706.

27. Логинова И. О., Чупина В. Б., Стоянова Е. И., Живаева Ю. В. Исследование соотношения характера устойчивости жизненного мира студентов с типом жизненного сценария: на примере студентов малого города и мегаполиса // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2015. No 2. С. 48–53.

28. Забелина Е. В., Циринг Д. А., Веденеева Е. В., Кузнецова Д. К. Особенности мотивационного компонента самостоятельности у молодых ученых как фактор успешности профессиональной деятельности // Акмеология. 2016. No 3. С. 73–80.

29. Игнатова В. В., Барановская Л. А. Особенности атрибутивного стиля студентов // European Social Science Journal. 2014. No 7-1. С. 257–263.

30. Николаев Е. Л. О формировании рефлексии как профессионально важного качества у студентов-медиков // Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса в современных условиях: материалы V Междунар. учеб.-метод. конф. / под общ. ред. В. Г. Агакова, А. Ю. Александрова, Е. Л. Николаева. Чебоксары: ЧГУ им. И. Н. Ульянова, 2013. С. 177–179.

31. Арпентьева М. Р. Отношение пациентов к болезням и проблемам реабилитации // Валеология. 2016. No 4. С. 46–54. DOI: 10.18522/2218-2268-2016-4-46-54

32. Воронин А. Н., Николаев Е. Л. Связь оптимизма с профессиональным самоотношением врача // Вестн. Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2013. No 4-1. С. 44–47.

33. Николаев Е. Л. Психологическая работа с профессиональными проблемами медицинских работников в рамках программ дополнительного образования // Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях: материалы VI Междунар. учеб.-метод. конф. / под общ. ред. А. Ю. Александрова, Е. Л. Николаева. Чебоксары: ЧГУ им. И. Н. Ульянова, 2014. С. 240–244.


Для цитирования:


Волкова О.В. Перспективы внедрения системы профилактики выученной беспомощности в процессе подготовки специалистов помогающих профессий. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(2):384-394. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-384-394

For citation:


Volkova O.V. Learnt Helplessness Prevention System in the Course of Caring Professions Training: Prospects of Implementation. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(2):384-394. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-2-384-394

Просмотров: 17


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)