Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Роль речевого стереотипа в формировании стереотипа поведения (на материале французской социальной рекламы)

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-185-190

Полный текст:

Аннотация

Предметом исследования является речевой стереотип на этапе его формирования. Мы преследуем цель пронаблюдать процесс формирования стереотипа социально одобряемого поведения с помощью речевых стереотипов, которые объединяются в общий концепт продуктовое расточительство. В процессе анализа буклетов французской социальной рекламы, тема которых gaspillage alimentaire, были выявлены и описаны речевые стереотипы, формирующие этот концепт, охарактеризованы механизмы стереотипизации и способы воздействия стереотипов на адресата в дискурсе социальной рекламы. В результате проведенного анализа был сделан вывод о ключевой роли речевого стереотипа, отсылающего адресата к уже существующим моделям поведения, в формировании новых моделей, которые востребованы во французском социуме. Результаты исследования способствуют лучшему пониманию речевого поведения носителей разных культур и могут быть использованы в качестве демонстрационного и доказательного материала в курсах лингвокультурологии, стилистики французского языка, анализа дискурса. 

Об авторе

Е. Г. Желудкова
Кемеровский государственный университет
Россия
650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6


Список литературы

1. Попова В. О., Балезина Е. А. Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2015. № 2. С. 88–94.

2. Брагина Н. Г. Мифология стереотипа и обыденное сознание // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. ст. М.: РГГУ, 2009. С. 348–356.

3. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: Едиториал УРСС, 2003. 261 с.

4. Попова З. Д., Стернин И. А. Язык и национальная картина мира. Изд. 4-е, стер. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. 101 с.

5. Пищальникова В. А. Психопоэтика. Барнаул: Изд-во Алт. госуниверситета, 1999. 173 с.

6. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Лекционный курс. М.: Гнозис, 2002. 284 с.

7. Буторина Е. П. Стереотипы в описании черт характера при деловом общении. // Стереотипы в языке, коммуникации и культуре: сб. ст. М.: РГГУ, 2009. С. 378–394.

8. Рыжков В. А. Регулятивная функция стереотипов // Знаковые проблемы письменной коммуникации: межвуз. сб. науч. тр. Куйбышев: КГПИ, 1985. С. 15–21.

9. Николаева Т. М. Речевые, коммуникативные и ментальные стереотипы: социолингвистическая дистрибуция // Язык как средство трансляции культуры. М.: Наука, 2000. С. 112–131.

10. Чернявская В. Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. М.: Директ-медиа, 2014. 185 с.

11. Одарюк И. В. Специфика употребления автором речевых стереотипов в художественном произведении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 8-2. C. 131–133.

12. Желудкова Е. Г. Образы русских женщин в современной французской литературе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-3. С. 149–152.

13. Гольман Н. А., Добробабенко Н. С. Практика рекламы. Десять уроков для советского бизнесмена. Новосибирск: Интербук, 1991. 142 с.

14. Киреев С. И. Дискурс и концептосфера социальной рекламы: автореферат дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2008. 19 с.


Для цитирования:


Желудкова Е.Г. Роль речевого стереотипа в формировании стереотипа поведения (на материале французской социальной рекламы). Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(1):185-190. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-185-190

For citation:


Zheludkova E.G. The Role of Speech Stereotype in the Formation of Speech Behavior: a Case Study of the French Social Advertising. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(1):185-190. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-185-190

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)