Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Формирование иноязычной презентационной компетенции студентов лингвистических направлений в условиях обучения в сотрудничестве

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-171-184

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается необходимость формирования иноязычной презентационной компетенции у студентов лингвистических направлений. Целью описываемого в статье исследования является эффективность формирования указанной компетенции в условиях обучения в сотрудничестве. Иноязычная презентационная компетенция определяется как набор знаний, умений, навыков и психологических характеристик, требующихся для проведения публичного выступления. Приводятся следующие критерии оценки сформированности иноязычной презентационной компетенции: владение иностранным языком и предметным содержанием, умение структурировать речь, создавать слайды, и подготавливать устный доклад на адекватном уровне. Критериями оценки последнего являются темп и громкость речи, зрительный контакт с аудиторией, произношение, использование слов для заполнения речевых пробелов, энтузиазм, наличие / отсутствие ошибок и плавность изложения. Компонентами структуры презентационной компетенции являются личностные характеристики докладчика: уверенность в себе, энергичность, целеустремлённость, адекватность самооценки, эрудированность, эмпатия и стремление к личностному росту. С целью выявления целесообразности организации совместной учебно-познавательной деятельности студентов на этапе подготовки презентации был проведён эксперимент. В экспериментальных группах подготовка презентаций проходила в условиях обучения в сотрудничестве, в то время как в контрольных группах студенты готовили  презентации в автономном режиме. В ходе эксперимента были проведены четыре презентации и прослежен прогресс студентов на основе сравнения презентаций по критериям оценки устного доклада. В экспериментальных группах прослеживался намного больший прогресс, чем в контрольных группах. Результаты проведённого эксперимента демонстрируют, что формирование иноязычной презентационной компетенции у студентов лингвистических направлений является более эффективным в условиях обучения в сотрудничестве.

Об авторах

А. И. Дашкина
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Россия

195251, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29



О. Н. Злобина
Удмуртский государственный университет
Россия
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1


Список литературы

1. Лесин С. М., Махотин Д. А., Медведев П. С., Москвина К. А. Учебная презентация как мультимедийное средство обучения. М.: МГПУ, 2013. 73 с.

2. Малетова М. И. Технология развития презентационных компетенций будущих экономистов (на материале занятий по английскому языку): автореф. дис. … канд. пед. наук. Ижевск, 2011. 24 с.

3. Полетаева Н. М., Борисова Е. А. Презентационная компетентность в структуре профессиональной деятельности специалиста // Человек и образование. 2018. № 1. С. 92–96.

4. Литвинова В. М. Формирование презентационных умений студентов на занятиях по иностранному языку как составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов // Научное обеспечение развития АПК в современных условиях: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 15–18 февраля 2011 г. Ижевск, 2011. С. 268–271.

5. Калугина О. А., Чернышкова Н. В. Презентация в формировании коммуникативной компетентности // Государственный университет Минфина России. Финансовый журнал. 2012. № 3. С. 159–164.

6. Пономарева В. С. Развитие коммуникативно-презентационной компетентности у бакалавров педагогического направления на базе электронных курсов СФУ в системе дистанционного обучения "MOODLE" // Инновационное развитие российской экономики: материалы VII Междунар. науч.-практ. Форума, 17–24 ноября 2014 г. М., 2014. С. 88–91.

7. Шмакова А. П. Развитие способности будущего учителя к педагогическому творчеству на основе использования презентационных технологий // Ученые записки ИИО РАО. 2008. № 28. С. 211–215.

8. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

9. Харитонова О. В., Тервинская Ю. В. English for Effective Scientific Presentations. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. 91 с.

10. Попова О. Ю. Методика обучения иноязычным презентационным умениям студентов неязыковых вузов (на материале английского языка): автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 26 с.

11. Гусева С. Г., Филон С. А. Дебаты: за и против. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. 58 с.

12. Гришин В. Н. Организация самостоятельной работы студентов в процессе группового взаимодействия: автореф. дис. … канд. пед. наук. Елец, 2000. 16 с.

13. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 448 с.

14. Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов / пер. с англ. А. Станиславского. М: Флинта: Наука, 2007. 360 с.

15. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов. М.: Изд-во Московского университета, 1985. 103 с.


Для цитирования:


Дашкина А.И., Злобина О.Н. Формирование иноязычной презентационной компетенции студентов лингвистических направлений в условиях обучения в сотрудничестве. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(1):171-184. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-171-184

For citation:


Dashkina A.I., Zlobina O.N. Developing Foreign Language Presentation Competence of Linguistic Majors through Cooperative Learning. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(1):171-184. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-171-184

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)