Образы представителей России и США у российской молодежи
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-101-111
Аннотация
В статье представлены результаты исследования образов типичного русского и типичного американца в представлении российской молодежи на примере студентов Дальневосточного федерального университета. Реконструкция образа проводилась с применением такого метода психосемантики, как вербальные ассоциации. Данные были обработаны с применением методов математической статистики. Смысловой анализ позволил определить особенности представлений и эмоционального отношения респондентов к типичному русскому и типичному американцу, смысловой контраст содержания в некоторых категориях. Применение критерия Фишера позволило выявить значимые различия по содержанию ряда категорий ассоциаций. Автостереотип, как показало исследование, отличается в основном положительной направленностью, направленность гетеростереотипа двойственная. В образе типичного русского отразились, прежде всего, положительные качества: доброта, открытость и патриотизм. В представлениях о типичном американце проявились как положительные (активность, харизма, коммуникативные качества, тактичность), так и отрицательные качества (лицемерие и ложь). Обобщенный образ типичного американца в представлении молодых россиян – внешне приятный, активный и общительный, но внутренне лицемерный, лживый и корыстолюбивый. Как мы полагаем, в содержании гетеростереотипа отразилось определенное недоверие молодежи к типичному американцу. Выявленные отрицательные характеристики гетеростереотипа могут повлиять на снижение толерантности молодежи к Америке и ее представителям. Результаты исследования могут быть полезны представителям органов государственной власти, образовательных учреждений. Полученные данные могут быть использованы при формировании поликультурной образовательной среды в российских университетах.
Ключевые слова
Об авторе
Е. Б. МаринРоссия
690059, Россия, г. Владивосток, ул. Верхнепортовая, 50а
692902, Россия, г. Находка, ул. Озерная, 2
Список литературы
1. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела, 2008. 378 с.
2. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т. В. Барчунова; под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. М.:
3. Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
4. Sumner W. Folkways: a study of the sociological importance of usages, manners, customs, mores, and morals. Boston:
5. Ginn and Co., 1906. 692 p.
6. Tajfel H., Fraser C. Introducing social psychology. Harmondsworth: Penguin, 1978. 490 p.
7. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
8. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2013. 224 с.
9. Stefanenko T. G., Kupavskaya A. S. Ethno-cultural competence as a component of competence in communication //
10. Psychology in Russia: State of the Art. 2010. Т. 3. С. 550–564.
11. Татарко А. Н., Лебедева Н. М. Методы этнической и кросс-культурной психологии. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011. 238 с.
12. Миньяр-Белоручева А. П., Покровская М. Е. Этнические стереотипы в англоязычном пространстве: визуальные
13. образы-персонификации и вербальные образы-антропонимы // Вестник Московского университета. Сер. 14.
14. Психология. 2013. № 1. С. 52–65.
15. Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 203 с.
16. Солдатова Г. У. Этнические идентичности народов России и границы межкультурного понимания //
17. Психологическое обозрение. 1997. № 2. С. 17–21.
18. Агеев В. С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии.
19. № 3. С. 135–140.
20. Агеев В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. № 1. С. 95–101.
21. Почебут Л. Г. Межкультурная коммуникативная компетентность как выражение человеческих отношений //
22. Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 4. С. 5–15.
23. Гуриева С. Д. Социально-психологические феномены в межэтнических отношениях // Социальная психология
24. общения / под общ. ред. А. Л. Свенцицкого. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 81–107.
25. Гуриева С. Д. Межкультурное общение // Социальная психология общения / под общ. ред. А. Л. Свенцицкого.
26. М.: ИНФРА-М, 2017. С. 107–123.
27. Донцов А. И., Перелыгина Е. Б., Караваева Л. П. Межкультурные взаимодействия и социальная дистанция //
28. Национальный психологический журнал. 2014. № 2. С. 3–10. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2014.0201
29. Калита В. В., Мельникова М. А. Этнические стереотипы жителей Дальневосточного приграничья (на примере
30. россиян и китайцев). Владивосток: Дальнаука, 2007. 125 с.
31. Калита В. В., Марин Е. Б. Образ «типичного китайца» и «типичного русского» в представлении китайских сту-
32. дентов, обучавшихся в России // Национальный психологический журнал. 2013. № 3. С. 28–41. DOI: https://doi.
33. org/10.11621/npj.2013.0304
34. Виничук Н. В., Калита В. В., Аристова И. Л., Долгова М. В., Жилина Е. В. Психологическое сопровождение меж-
35. культурной адаптации иностранных студентов в полиэтническом образовательном пространстве ДВФУ: группо-
36. вые формы работы. Владивосток: ДВФУ, 2013. 119 с.
37. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. 368 с.
38. Реан А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.
39. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2005. 480 с.
40. Шмелев А. Г., Похилько В. И., Козловская-Тельнова А. Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике.
41. Тезаурус личностных черт. М.: МГУ, 1988. 118 с.
42. Петренко В. Ф., Гладких Н. Ю., Митина О. В. Психосемантическое исследование восприятия политических дея-
43. телей гражданами Южной Кореи // Историческая психология и социология истории. 2016. Т. 9. № 2. С. 85–104.
Рецензия
Для цитирования:
Марин Е.Б. Образы представителей России и США у российской молодежи. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(1):101-111. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-101-111
For citation:
Marin E.B. Images of Russians and Americans as Seen by Russian Adolescents. The Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(1):101-111. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-101-111