Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Анализ нейрокогнитивного развития детей со средней и легкой степенью недоношенности в раннем возрасте с помощью шкал Бейли (третья редакция)

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-56-65

Полный текст:

Аннотация

В статье приведены данные эмпирического исследования развития нейрокогнитивных функций у детей со средней и легкой степенью недоношенности в возрасте 3, 5, 10, 14 и 25 месяцев. На сегодняшний день данная популяция детей составляет 75–80 % от общего числа недоношенных, но при этом данной группе не уделяется достаточное внимание со стороны специалистов разных профилей, что ограничивает количество информации относительно их нейрокогнитивного развития, хотя раннее рождение на любом сроке гестации дает право относить ребенка к группе риска развития тех или иных отклонений. Неоспоримым является тот факт, что раннее рождение оказывает определенное воздействие на развитие мозга младенца, влияя на важные процессы дифференциации нейронов, миелинизации, синаптогенеза и др. Для исследования нейрокогнитивных функций была использована поведенческая методика шкал Бейли третьей редакции (Bayley-III), благодаря которой можно оценить когнитивное развитие, развитие рецептивной и экспрессивной коммуникации, а также мелкой и крупной моторики. Показано, что недоношенность легкой и средней степени оказывает избирательное влияние на развитие нейрокогнитивных функций, а степень влияния зависит от этапа онтогенеза и сферы развития. 

Об авторах

Н. И. Бакушкина
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19

http://www.researcherid.com/rid/D-6985-2019



Т. В. Рогачева
Областной центр реабилитации инвалидов
Россия
620089, Россия, г. Екатеринбург, ул. Белинского, 173 А


Список литературы

1. Muglia L. J., Katz M. The enigma of spontaneous preterm birth // The New England Journal of Medicine. 2010. Vol. 362. № 6. P. 529–535. DOI: https://doi.org/10.1056/NEJMra0904308

2. Кузьминых Т. У., Арутюнян А. В., Прокопенко В. М. Новые подходы к лечению женщин с угрозой преждевременного прерывания беременности // Вестник Российской ассоциации акушеров-гинекологов. 1997. № 3. С. 49–51.

3. Stephens B. E., Vohr B. R. Neurodevelopmental outcome of the premature infant // Pediatric Clinics of North America. 2009. Vol. 56. Iss. 3. P. 631–646. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pcl.2009.03.005

4. McGrath M. M., Sullivan M. C., Lester B. M., Oh W. Longitudinal neurologic follow-up in neonatal intensive care unit survivors with various neonatal morbidities // Pediatrics. 2000. Vol. 106. Iss. 6. P. 1397–1405. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.106.6.1397

5. Волгина С. Я., Менделевич В. Д. Нервно-психическое развитие недоношенных детей в отдаленные периоды жизни // Неврологический вестник. 2001. Т. XXXIII. № 3-4. С. 84–88.

6. Johnson S., Marlow N. Early and long-term outcome of infants born extremely preterm // Archives of Disease in Childhood. 2016. Vol. 102. Iss. 1. P. 97–102. DOI: https://doi.org/10.1136/archdischild-2015-309581

7. Glass H., Costarino A., Stayer S., Brett C., Cladis F., Davis P. Outcomes for Extremely Premature Infants // Anesthesia & Analgesia. 2015. Vol. 120(6). P. 1337–1351. DOI: https://doi.org/10.1213/ane.0000000000000705

8. Khashu M., Narayanan M., Bhargava S., Osiovich H. Perinatal outcomes associated with preterm birth at 33 to 36 weeks’ gestation: a population-based cohort study // Pediatrics. 2009. Vol. 123. Iss. 1. P. 109–113. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2007-3743

9. Kitsommart R., Janes M., Mahajan V., Rahman A., Seidlitz W., Wilson J., Paes B. Outcomes of Late-Preterm Infants: A Retrospective, Single-Center, Canadian Study // Clinical Pediatrics. 2009. Vol. 48. Iss. 8. P. 844–850. DOI: https://doi.org/10.1177/0009922809340432

10. Васильева М. Ю., Чернего Д. И., Мухамедрахимов Р. Ж. Психическое развитие недоношенных детей первого года жизни, воспитывающихся в семьях и домах ребенка // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 4. С. 193–201.

11. Kugelman A., Colin A. A. Late Preterm Infants: Near Term But Still in a Critical Developmental Time Period // Pediatrics. 2013. Vol. 132. Iss. 4. P. 741–751. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2013-1131

12. Petrini J. R., Dias T., McCormick M. C., Massolo M. L., Green N. S., Escobar G. J. Increased Risk of Adverse Neurological Development for Late Preterm Infants // The Journal of Pediatrics. 2009. Vol. 154. Iss. 2. P. 169–176.e3. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2008.08.020

13. Blencowe H., Lee A. C., Cousens S., Bahalim A., Narwal R., Zhong N., Chou D., Say L., Modi N., Katz J., Vos Th., Marlow N., Lawn J. E. Preterm birth-associated neurodevelopmental impairment estimates at regional and global levels for 2010 // Pediatric Research. 2013. Vol. 74(S1). P. 17–34. DOI: https://doi.org/10.1038/pr.2013.204

14. Escobar G. J., Clark R. H., Greene J. D. Short-Term Outcomes of Infants Born at 35 and 36 Weeks Gestation: We Need to Ask More Questions // Seminars in Perinatology. 2006. Vol. 30. Iss. 1. P. 28–33. DOI: https://doi.org/10.1053/j.semperi.2006.01.005

15. Williams J., Pugh Y. The Late Preterm // Critical Care Nursing Clinics of North America. 2018. Vol. 30. Iss. 4. P. 431–443.

16. Blencowe H., Cousens S., Chou D., Oestergaard M., Say L., Moller A.-B., Kinney M., Lawn J. Born Too Soon: The global epidemiology of 15 million preterm births // Reproductive Health. 2013. Vol. 10 (Suppl 1). S2. DOI: https://doi.org/10.1186/1742-4755-10-s1-s2

17. Gill J. V., Boyle E. M. Outcomes of infants born near term // Archives of Disease in Childhood. 2016. Vol. 102. Iss. 2. P. 194–198. DOI: https://doi.org/10.1136/archdischild-2015-309584

18. Altimier L., Phillips R. M. The Neonatal Integrative Developmental Care Model: Seven Neuroprotective Core Measures for Family-Centered Developmental Care // Newborn and Infant Nursing Reviews. 2013. Vol. 13. Iss. 1. P. 9–22. DOI: https://doi.org/10.1053/j.nainr.2012.12.002

19. Tau G. Z., Peterson B. S. Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology. 2010. Vol. 35. P. 147–168. DOI: https://doi.org/10.1038/npp.2009.115

20. Webb S. J., Monk C. S., Nelson Ch. A. Mechanisms of Postnatal Neurobiological Development: Implications for Human Development // Developmental Neuropsychology. 2001. Vol. 19. Iss. 2. P. 147–171. DOI: https://doi.org/10.1207/s15326942dn1902_2

21. Volpe J. J. Neurology of the Newborn. 4th ed. PA: Saunders Elsevier, 2008. 715 p.

22. Петрухин А. С. Неврология детского возраста. М.: Медицина, 2004. 784 с.

23. Скворцов И. А., Ермоленко Н. А. Развитие нервной системы детей в норме и патологии. М.: МЕДпресс-информ, 2003. 367 с.

24. Volpe J. J. Brain injury in premature infants: a complex amalgam of destructive and developmental disturbances // Lancet Neurol. 2009. Vol. 8. P. 110–124.

25. Escobar G. J., Greene J. D., Hulac P., Kincannon N., Bischoff H., Gardner M. N., Armstrong M. A., France E. K. Rehospitalisation after birth hospitalisation: patterns among infants of all gestations // Archives of Disease in Childhood. 2005. Vol. 90. Iss. 2. P. 125–131. DOI: https://doi.org/10.1136/adc.2003.039974

26. Eryigit-Madzwamuse S., Strauss V., Baumann N., Bartmann P., Wolke D. Personality of adults who were born very preterm // ADC Fetal & Neonatal. 2015. Vol. 100. Iss. 6. P. F524–F529. DOI: https://doi.org/10.1136/archdischild-2014-308007

27. Breeman L. D., Jaekel J., Baumann N., Bartmann P., Wolke D. Preterm Cognitive Function Into Adulthood // Pediatrics. 2015. Vol. 136. Iss. 3. P. 415–423. DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2015-0608

28. Bradfield L. Core Curriculum for Neonatal Intensive Care Nursing // Nurse Education in Practice. 2010. Vol. 10. Iss. 6. P. e59. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nepr.2010.04.001

29. Bayley N. Bayley scales of infant and toddler development. 3rd ed. San Antonio, TX: Harcourt Assessment, 2006. 267 p.

30. Weiss L., Oakland T., Aylward G. Bayley-III, clinical use and interpretation. London: Elsevier, 2010. 240 p.

31. Adams-Chapman I., Bann C. M., Vaucher Y. E., Stoll B. J. Association between Feeding Difficulties and Language Delay in Preterm Infants Using Bayley Scales of Infant Development-Third Edition // The Journal of Pediatrics. 2013. Vol. 163. Iss. 3. P. 680–685.e3. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jpeds.2013.03.006

32. Steenis L. J. P., Verhoeven M., Hessen D. J., Baar van A. L. Performance of Dutch Children on the Bayley III: A Comparison Study of US and Dutch Norms // PLOS ONE. 2015. Vol. 10. Iss. 8. P. e0132871. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0132871

33. Simpson S., D’Aprano A., Tayler C., Toon Khoo S., Highfold R. Validation of a culturally adapted developmental screening tool for Australian Aboriginal children: Early findings and next steps // Early Human Development. 2016. Vol. 103. P. 91–95. DOI: https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2016.08.005

34. Hanlon C., Medhin G., Worku B., Tomlinson M., Alem A., Dewey M., Prince M. Adapting the Bayley Scales of infant and toddler development in Ethiopia: evaluation of reliability and validity // Child: Care, Health and Development. 2016. Vol. 42. Iss. 5. P. 699–708. DOI: https://doi.org/10.1111/cch.12371

35. Hicks M. S., Sauve R. S., Robertson C. M. T., Joffe A. R., Alton G., Creighton G., Boss D. B., Rebeyka I. M. Early childhood language outcomes after arterial switch operation: a prospective cohort study // SpringerPlus. 2016. Vol. 5. Iss. 1. P. 1681. DOI: https://doi.org/10.1186/s40064-016-3344-5

36. Kirchner R. M., Martens M. A., Andridge R. R. Adaptive Behavior and Development of Infants and Toddlers with Williams Syndrome // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.00598


Для цитирования:


Бакушкина Н.И., Рогачева Т.В. Анализ нейрокогнитивного развития детей со средней и легкой степенью недоношенности в раннем возрасте с помощью шкал Бейли (третья редакция). Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(1):56-65. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-56-65

For citation:


Bakushkina N.I., Rogacheva T.V. Analysis of Neurocognitive Development of Moderate and Late Preterm Children in Early Childhood Using Bayley-III. Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(1):56-65. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-56-65

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)