Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Структура, функции и уровень сформированности сексуальности у студенток вуза

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-44-55

Аннотация

В статье представлен анализ литературы о структуре и функциях сексуальности личности и проблемах ее формирования у девушек на современном этапе. Отражены результаты исследования, проводившегося на базе Новосибирского государственного педагогического университета с привлечением 196 студенток 17–22 лет 1 и 5 курсов с использованием комплекса стандартизированных тестовых методик: многофакторная личностная методика Р. Кеттелла; Висбаденский опросник; «Исследование маскулинности-феминности личности» С. Бем; «Оценка реактивной и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина; «Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона; методика изучения гендерной идентичности; тест М. Куна и Т. Макпартленда «Кто Я?» в модификации Т. В. Румянцевой; «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф-Бульман. Последующий статистический анализ результатов позволил построить структурно-функциональную модель женской сексуальности, описать ее компоненты, функции и содержательные характеристики. Факторный анализ показал, что женская сексуальность включает в себя пять основных компонентов: семейные отношения, когнитивный, телесный, эмоциональный и экзистенциальный – каждый из которых вносит разный вклад в общую структуру, имеет определенное содержание и функцию. Выделены критерии диагностики уровней сформированности женской сексуальности – низкий, средний и высокий. Показано, что с возрастом повышается уровень сексуальности по всем выделенным компонентам, что связано с наличием большего опыта в установлении интимных отношений и задачей создания семьи. Установлено, что в общей совокупности у респонденток чаще выявляется диффузная гендерная идентичность при высокой андрогинии как варианте полоролевого поведения. Выявлена взаимосвязь личностных особенностей испытуемых с психологическим содержанием различных компонентов сексуальности. Полученные данные определяет необходимость целенаправленной работы по формированию женского начала в структуре Я испытуемых.

Об авторе

Н. И. Айзман
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия
630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28


Список литературы

1. Зберовский А. В. Гендерная ориентированность общего среднего образования в опросах российской молодежи: вопросы дискуссии // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 5. С. 63–72.

2. Скрябина Я. А. Особенности репродуктивного поведения населения современной России // Инновации и инвестиции. 2011. № 1. С. 86–90.

3. Вадутова Ф. А., Берестнева О. Г., Жаркова О. С., Шелехов И. Л. Факторы возникновения внутриличностного конфликта у студенток старших курсов // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 264–269.

4. Bem S. L. Gender schema theory: a cognitive account of sex typing // Psychological Review. 1981. № 88. P. 354–364.

5. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Homo Postmodernicus. Психологические и психические нарушения постмодернистского мира. Новосибирск: НГПУ, 2009. 230 с.

6. Малкина-Пых И. Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2006. 928 с.

7. Ребеко Т. А. Гендерная идентичность и репрезентация тела у женщин // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 1. С. 15–31.

8. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Гендерная флюидность // Личность и общество: проблемы современной психологии: материалы междунар. заочн. научн.-практ. конф. Новосибирск: ЭНСКЕ, 2010. Ч. 1. С. 125–131.

9. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. 448 с.

10. Travis C. B., Moore P. L. Women and health psychology: mental health issues. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1988. 587 p.

11. Психология и психоанализ сексуальности / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2002. 688 с.

12. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. СПб.: Питер, 2004. 208 с.

13. Зинченко Ю. П. Философско-психологические аспекты изучения репродуктивной функции // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2003. № 5. С. 53–61.

14. Айзман Н. И. Особенности становления сексуальности у студенток вуза и ее гармонизация в условиях психологического воздействия: дис. … канд. психол. наук. Томск, 2012. 297 с.

15. Мартель Б. Сексуальность, любовь и Гештальт. СПб.: Речь, 2006. 192 с.

16. Зинченко Ю. П. Знаково-символическое опосредствование сексуальной функции в норме и патологии: дис. … д-ра психол. наук. М., 2003. 550 с.

17. Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. 2-е изд. СПб.: СпецЛит, 2001. 288 с.

18. Перлз Ф., Гудмен П. Теория Гештальт-терапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. 384 с.

19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

20. Фрейд З. Влечения и их судьба. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 432 с.

21. Райх В. Сексуальная революция. СПб., М.: Университетская книга; АСТ, 1997. 352 с.

22. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ: АСТ Москва, 2009. 284 с.

23. Бонaпарт М. Женская сексуальность. СПб.: Культурная инициатива: Русский Миръ, 2010. 384 с.

24. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. 336 с.

25. Капустина А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001. 112 с.

26. Шапарь В. Б., Тимченко А. В., Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 686 с.

27. Bem S. L. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. Vol. 42. №. 2. Р. 155–162.

28. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2001. 42 с.

29. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. СПб.: Речь, 2006. 176 с.

30. Падун М. А., Котельникова А. В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 4. С. 98–106.

31. Eysenck H. J. Sex and personality. Austin: University of Texas Press, 1976. 255 p.

32. Хорни К. Женская психология. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1993. 222 с.


Рецензия

Для цитирования:


Айзман Н.И. Структура, функции и уровень сформированности сексуальности у студенток вуза. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019;21(1):44-55. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-44-55

For citation:


Aizman N.I. Structure, Functions, and Level of Sexual Maturity in Female Undergraduates. The Bulletin of Kemerovo State University. 2019;21(1):44-55. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-1-44-55

Просмотров: 498


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)