Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

МИКРОКОНЦЕПТ «ДЕТИ / ДIТИ» В РУССКОЙ И УКРАИНСКОЙ ПАРЕМИЙНЫХ КАРТИНАХ МИРА

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-4-232-239

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена апробации приемов интроспективного концептуально-семантического анализа на материале паремий с антропономенами дети, дитя / діти, діточки, дитина и их вторичными номинациями. Проанализированы лингвокультурологические соответствия между составляющими украинской и русской паремийных картин мира, которые охватывают наиболее полно контексты, вербализирующие ценностно-аксиологическое наполнение микроконцепта дети / діти. Сопоставительное исследование паремийных картин мира близкородственных языков (украинского и русского) с микроконцептом дети / діти показало преобладание сходных концептуально-семантических направлений оценки роли и родителей, и детей, и их окружения, места проживания, отражающихся на взаимоотношениях в семьях. Также установлены отличия в лексико-грамматическом оформлении одной и той же сентенции. Сделан вывод о том, что в украинских паремиях с микроконцептом діти более отчетлив этнокультурный компонент, установлена апелляция к предметным ассоциатам тех или иных концептов-проводников, в русских же паремиях отмечено преобладание сакральных ассоциатов. Зафиксированы несоответствия в вербализации тех или иных моральных принципов, которые
постулируют паремийные контексты близкородственных языков. И русская, и украинская паремийные картины мира концептуализировали базовые оппозиционные (свои – чужие, малые – большие, свои – родные) и неоппозиционные смыслы для отражения ценностно-аксиологического содержания микроконцепта дети / діти. Основные фреймы таких паремий – воспитание, любовь, защита, поддержка, материальное и духовное состояние рода. 

Об авторе

Ж. В. Марфина
Луганский национальный аграрный университет
Россия
91008, Украина, г. Луганск, городок ЛНАУ, 1


Список литературы

1. Колоїз Ж. В., Малюга Н. М., Шарманова Н. М. Українська пареміологія: навчальний посібник / под. ред. Ж. В. Колоїз. Кривий Ріг: КПІ ДВНЗ «Криворізький національний університет», 2014. 350 с.

2. Николич М. Национально-культурный компонент семантики родства-свойства в русской и сербской языковой картине мира: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2016. 17 с.

3. Кубрякова Е. С. Концепт. Концептуализация. Концептуальная система или структура // Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Изд-во МГУ, 1996. С. 90–95.

4. Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж: ВорГУ, 1999. 30 с.

5. Адамова С. М. Паремии, репрезентирующие межличностные отношения в семье (на материале лакского и английкого языков) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 465. Режим доступа: https://science-education.ru/pdf/2014/4/209.pdf (дата обращения: 15.01.2018).

6. Ужченко В. Д. Когнітивні аспекти вивчення фразеології в Україні // Лінгвістика. 2008. № 2. С. 46–59.

7. Гусева А. Е. Основы лингвокогнитивного моделирования лексико-фразеологических полей в немецком и русском языках: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2008. 44 с.

8. Гинзбург Н. С. Значение слова и методика компонентного анализа // Иностранные языки в школе. 1978. № 5. С. 21–26.


Для цитирования:


Марфина Ж.В. МИКРОКОНЦЕПТ «ДЕТИ / ДIТИ» В РУССКОЙ И УКРАИНСКОЙ ПАРЕМИЙНЫХ КАРТИНАХ МИРА. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(4):232-239. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-4-232-239

For citation:


Marfina Z.V. MICROCONCEPT "CHILDREN" IN RUSSIAN AND UKRAINIAN PAROEMIOLOGICAL WORLD IMAGES. Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(4):232-239. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-4-232-239

Просмотров: 140


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)