Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИНВАРИАНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-4-134-143

Аннотация

В статье приведены результаты исследования, направленного на построение модели акмеологических инвариант профессионализма руководителей профессиональных образовательных организаций. Приводится анализ основных концепций профессионализма в отечественной психологии, в частности профессионализма руководителей в сфере профессионального образования. Установлено, что профессионализм руководителей в сфере образования может рассматриваться с точки зрения компетентностного подхода. Анализируется понятие когнитивный стиль как индивидуальный способ обработки информации, рассматриваемый в качестве метакогнитивной способности. Проведено исследование акмеологических инвариант профессионализма, включающих личностные особенности, управленческие умения руководителей профессиональных образовательных организаций, мотивационную и ценностную сферы, когнитивные особенности обработки информации. Описываются факторы профессионализма, полученные в ходе реализации эксплораторного факторного анализа, результатом которого стало выделение четырех блоков акмеологических инвариант профессионализма, состоящих из профессиональных, личностных, ценностных и социальных компонентов. В заключение проводится анализ ведущих составляющих полученной модели. Отмечается ведущая роль обратной связи между руководителем и его коллегами, значимость социальной составляющей, выраженной в умении руководителя построить систему коммуникации с подчиненными, обусловленность данных факторов когнитивными стилями, которые непо-
средственно входят в структуру основных факторов модели. 

Об авторах

А. А. Бучек
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85



А. В. Ермоленко
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

308015, Россия, г. Белгород, ул. Победы, 85



Список литературы

1. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 350 с.

2. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995. 158 с.

3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.

4. Психологические основы профессионально-технического обучения / под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. М.: Педагогика, 1988. 144 с.

5. Деркач А. А., Селезнёва Е. В. Акмеология в вопросах и ответах. М.: МПСИ, 2007. 248 с.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект, 2015. 336 с.

7. Фонарев А. Р. Психология личностного становления профессионала. М.: ИП РАН, 1998. 347 с.

8. Кузибецкий А. Н. Интегральная личностно-профессиональная компетентность руководителя в сфере образования: теоретическая модель // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 32–36.

9. Кузибецкий А. Н. Личностно-профессиональное развитие руководителя образовательной организации при освоении дополнительных профессиональных программ: теоретическая модель // Грани познания. 2015. № 7. С. 154–160.

10. Баюта Д. В., Богачев С. В. Личностно-профессиональное развитие молодого специалиста: акмеологический подход // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 5. С. 191–193.

11. Нежнов П. Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития» // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007. № 1. С. 133–147.

12. Ибрагимова Л. А., Родиков А. С. Роль педагогической компетентности в составе профессиональной компетентности руководителя общеобразовательной организации // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. № 4. С. 1–9.

13. Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века / науч. ред. Е. В. Селезнева. М.: Изд-во РАГС, 2001. 277 с.

14. Бичева И. Б., Нуреева М. А. Успешность личности в устойчивом личностно-профессиональном развитии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. С. 76–78.

15. Бобришева Л. С. Акмеологическое образование в процессе становления профессиональной деятельности личности // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко. 2017. № 2. С. 19–23.

16. Бучек А. А., Аванесян Г. М., Герасимова А. С., Ермоленко А. В. Акмеологические инварианты профессионализма руководителей образовательных организаций // Армянский журнал психического здоровья. 2017. № 8(2). С. 20–25.

17. Валькович О. Н., Булаева К. Ю., Сирченко А. Е. Современные подходы к профессиональному развитию и обучению персонала // Экономика устойчивого развития. 2016. № 2. С. 50–53.

18. Виноградов А. А. Гетерохронность развития профессионально важных качеств личности управленцев в ходе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2001. 25 с.

19. Кашапов М. М. Акмеологические принципы как когнитивная ресурсная основа профессионального и личностного развития субъекта // Человеческий фактор: Социальный психолог. 2018. № 1. С. 26–35.

20. Кашапов М. М. Акмеология. Ярославль: ЯрГУ, 2011. 112 с.

21. Машовец С. П. Сущность и особенности управления образовательными учреждениями //Педагогическое образование и наука. 2012. № 6. С. 51–54.

22. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с.


Рецензия

Для цитирования:


Бучек А.А., Ермоленко А.В. ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ИНВАРИАНТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(4):134-143. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-4-134-143

For citation:


Buchek A.A., Ermolenko A.V. FACTOR MODEL FOR ACMEOLOGICAL INVARIANTS OF PROFESSIONALISM OF HEADS OF VOCATIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(4):134-143. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-4-134-143

Просмотров: 514


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)