Образ русской революции как воплощение авторского понимания истории в романе В. Е. Максимова «Кочевание до смерти»


https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-223-230

Полный текст:


Аннотация

Цель статьи – проанализировать образ революции в романе В. Максимова «Кочевание до смерти», в ходе исследования использованы культурно-исторический, мифопоэтический методы и метод мотивного анализа. В связи со сложной многоступенчатой структурой романа образ революции рассмотрен отдельно по уровням текста. 1. Реальный пласт времени, описанный через поколение отцов, участвовавших в революции и гражданской войне. Для них она является значимым делом – это то, ради чего они жили, убивали и умирали. Ее образ у них вызывает уважение, поклонение, а также сожаление о незавершенности и невоплощенности идей. Революция тесно связана со временем гражданской войны, которая стала ее продолжением. 2. Метатекстовый уровень (уровень эксплицитного автора-героя Михаила Бармина) объединяет метатекстовое построение романа (который включает настоящее время, прошлое героя и роман в романе о времени революции и гражданской войны) и вписывается в художественную концепцию времени писателя: время, тесно связанное у В. Максимова с судьбой и роком, предстает смертельным хаотичным кругом, руководящим судьбами героев, страны, постоянно повторяющей свою историю снова и снова, и в целом всего человечества. 3. Авторская точка зрения (имплицитный автор) – революция предстает в виде хтонических существ, чудовищ, пожирающих своих детей, требующих кровавых жертвоприношений, человеческих жизней.


Об авторе

Л. С. Старикова
Кемеровский государственный университет
Россия

Людмила С. Старикова 

650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6




Список литературы

1. Кучукова Ж. М. Становление этнонациональной субъектности и образ революции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 9-1. С. 105–107.

2. Млечко А. В. Символика «хаоса истории» в романах Марка Алданова и «русский текст» «Современных записок» («Мыслитель», «Ключ. Бегства. Пещера», «Начало конца») // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. 2003. № 3. С. 69–74.

3. Злочевская А. В. Ситуация революции – как ситуация деструкции этических и жизненных ориентиров (на материале пьес М. Булгакова «Дни Турбинных», И. Сургучева «Реки Вавилонские» и М. Алданова «Линия Брунгильды») // Slavica litteraria. 2012. Vol. 15. Iss. 1. P. 35–44.

4. Макрушина И. В. Сквозь призму карнавала: о двух революциях в романах М. Алданова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2013. № 30. С. 158–167.

5. Макрушина И. В. Своеобразие художественной историософии Марка Алданова // Universum: филология и искусствоведение. 2014. № 1. С. 2.

6. Михеичева Е. А. Эволюция образа революционера в творчестве Л. Андреева // Славянский сборник: Материалы XI Всероссийских (с международным участием) Славянских Чтений. Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2014. С. 95–102.

7. White F. H. Interpreting History: Meaning Production for the Russian Revolution // Adaptation: the journal of literature on screen studies. 2016. Vol. 9. № 2. P. 205–220. DOI: 10.1093/adaptation/apw003.

8. Чубаров И. М. Символ, аффект и мазохизм. Образы революции у А. Белого и А. Блока // Новое литературное обозрение. 2004. № 1. С. 131–147.

9. Подшивалова Е. А. Революция и народная стихия. К изучению поэмы А. Блока «Двенадцать» на уроке литературы // Филологический класс. 2006. № 15. С. 51–55.

10. Бражников И. Л. Ветер истории («стихийные» метафоры в поэме А. Блока «Двенадцать») // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 3. С. 178–183.

11. Яковлев М. В. Революция и апокалипсис в лирическом пространстве А. Блока // Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия: Филология. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1. С. 14.

12. Бужор Е. С. Осмысление русской революции в творчестве Максимилиана Волошина // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2013. Т. 1. № 2. С. 19.

13. Якимова Л. П. Повести Леонида Леонова 1920-х годов о революции и гражданской войне как жанрово-тематический и семантико-поэтический цикл. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2007. 254 с.

14. Непомнящих Н. А. Мотив погорельщины в «Пирамиде» Л. М. Леонова и мотив очищения огнем в литературе начала 1920-х годов // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Лирические и эпические сюжеты / отв. ред. И. В. Силантьев. Новосибирск: НГУ, 2010. С. 167–177.

15. Воротынцева К. А., Тюпа В. И. Повседневность и катастрофа в романе «Доктор Живаго» // Новый филологический вестник. 2014. № 1. С. 110–125.

16. Кривошея Н. А. Повесть А. М. Ремизова «Крестовые сестры» в аспекте идейно-художественного своеобразия творчества писателя и литературных традиций // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2014. № 4. С. 49–56.

17. Бражников И. Л. Историософский текст русской революции в художественной литературе и публицистике ХХ века: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2011. 40 с.

18. Дзиов А. Р. Историческая судьба России в романе В. Максимова «Заглянуть в бездну» // Шадринские чтения: Материалы второй межрегиональной научно-практической конференции. Литературоведение. Культурология. Шадринск: Исеть, 2006. С. 3–11.

19. Попова И. М. Символико-метафорический принцип изображения истории в прозе В. Е. Максимова конца XX века // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 263–270.

20. Попова И. М. Принципы изображения истории в романистике В. Е. Максимова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-2. C. 170–173.

21. Максимов В. Е. Кочевание до смерти // Максимов В. Е. Избранное. М.: Терра, 1994. С. 523–735.

22. Литвинов В. М. Владимир Емельянович Максимов // Русские писатели. XXвек.Б иобиблиографический словарь. В 2-х ч. Ч. 2: М–Я. М.: Просвещение, 1998. С. 10–14.

23. Лимонов В. А. Цикличность истории в социологических и философских концепциях ХХ в. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 1. С. 116–123.

24. Иваненко А. И. Хаос и революция (пролегомены к онтологии революции) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2010. № 2. С. 54–62.

25. Brinton C. The Anatomy of Revolution. N. Y.: Vintage Books, 1960. 243 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Старикова Л.С. Образ русской революции как воплощение авторского понимания истории в романе В. Е. Максимова «Кочевание до смерти». Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(3):223-230. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-223-230

For citation: Starikova L.S. The Image of the Russian Revolution as the Embodiment of the Author's Understanding of History in "The Nomadism to Death" by Vladimir Maksimov. Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(3):223-230. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-223-230

Просмотров: 66

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)