Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

Формирование Я-концепции личности профессионала в процессе учебно-профессиональной деятельности

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-121-128

Аннотация

В статье представлены результаты пилотного исследования формирования Я-концепции личности профессионала в процессе учебно-профессиональной деятельности. Проблема Я-концепции личности привлекает внимание ученых, активно исследуются различные аспекты этого феномена, но недостаточно разработанными остаются вопросы формирования Я-концепции личности профессионала: сензитивный период формирования, условия, факторы и динамика формирования, взаимосвязь Я-концепции личности профессионала и профессиональной деятельности и др. Сформированная адекватная Я-концепция профессионала играет особую роль в системах деятельности, осуществляемых в экстремальных условиях, где времени на адаптацию к условиям труда практически нет, а степень ответственности чрезвычайно высока. К таким видам труда относится профессиональная деятельность на транспорте. В исследовании приняли участие студенты 1, 3 и 5 курсов технических специальностей Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск) и действующие специалисты-железнодорожники соответствующего профиля. Диагностический пакет сформирован в соответствии с теоретически выявленной структурой Я-концепции личности. В результате исследования сделан ряд выводов, основные из которых подтверждают предположение, что Я-концепция личности профессионала закладывается в период освоения студентами учебно-профессиональной деятельности, а формируется непосредственно в условиях профессиональной деятельности. Также разработаны рекомендации, позволяющие систематизировать работу по формированию Я-концепции будущего профессионала в период обучения в транспортном вузе.

Об авторах

М. B. Сокольская
Российский университет транспорта (МИИТ)
Россия

Марина В. Сокольская 

127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Образцова, 9



И. К. Коростелева
Дальневосточный государственный университет путей сообщения
Россия

Ирина К. Коростелева

680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47



Список литературы

1. Джеймс У. Психология. СПб.: Питер, 2017. 352 с.

2. Эриксон Э. Детство и общество / пер. и науч. ред. А. А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000. 415 с.

3. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология. СПб.: Питер, 2018. 512 с.

4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.

5. Джанерьян С. Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 4S. С. 162–169.

6. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 256 с.

7. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624 с.

8. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. Особенности иерархии составляющих образа Я в зависимости от принадлежности к этническому большинству либо меньшинству // Луриевский подход в мировой психологической науке. Екатеринбург, 2017. С. 154–155.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2018. 713 с.

10. Корпулина В. Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н. О. Психологический словарь. Ростов н/Д, 2004. 640 с.

11. Сокольская М. В. Личностное здоровье специалистов в различных видах профессиональной деятельности (сообщение 2) // Сибирский психологический журнал. 2008. № 30. С. 110–114.


Рецензия

Для цитирования:


Сокольская М.B., Коростелева И.К. Формирование Я-концепции личности профессионала в процессе учебно-профессиональной деятельности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(3):121-128. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-121-128

For citation:


Sokolskaya M.V., Korosteleva I.K. I-concept of one’s Professional Identity: Formation in Class and at Work. The Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(3):121-128. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-121-128

Просмотров: 615


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)