Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Динамика психофизиологических и социально-психологических характеристик студентов вуза разных профилей обучения

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-93-101

Полный текст:

Аннотация

В статье представлена оценка психофизиологического статуса и социально-психологические характеристики студентов гуманитарного и технического профилей в динамике обучения на бакалавриате. В лонгитюдном исследовании приняли участие девушки и юноши разных специальностей технического университета гуманитарных и технических факультетов. Анализ нейродинамических, когнитивных и психодинамических показателей проводился с использованием методик оценки различных видов памяти (механическая, смысловая, образная), уровня концентрации внимания, продуктивности умственной работоспособности, скорости сенсомоторной реакции на световой раздражитель, подвижности нервных процессов, а также с помощью тестов «Оценка социально-психологической адаптации» (по А. К. Осницкому), «Оценка уровня реактивной и личностной тревожности» (по Ч. Д. Спилбергеру, Ю. Л. Ханину), «Определение уровня стрессоустойчивости», «Оценка темперамента» (по Г. Айзенку). В результате исследований обнаружено, что в процессе обучения в вузе по разным профилям обучения у студентов, как юношей, так и девушек, происходят некоторые психофизиологические и социально-психологические изменения, что обусловлено, с одной стороны, личностными особенностями уже при выборе профиля обучения, а с другой – влиянием характера обучения на их дальнейшее развитие.

Об авторах

В. М. Климов
Новосибирский государственный педагогический университет; Новосибирский государственный технический университет
Россия

Владимир М. Климов 

630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20



Н. И. Айзман
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

Нина И. Айзман 

630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



Список литературы

1. Разумникова О. М. Связь интеллекта и личностных черт с креативностью студентов математиков и гуманитариев // Психологический журнал. 2016. № 1. С. 69–78.

2. Карушева А. В., Урутина Т. М., Агеева Л. Г. Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 1077–1081.

3. Farsides T., Woodfield R. Individual differences and undergraduate academic success: the roles of personality, intelligence, and application // Personality and Individual Differences. 2003. Vol. 34. № 7. P. 1225–1243.

4. Leeson P., Ciarrochi J., Heaven P. Cognitive ability, personality and academic performance in adolescence // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 45. № 7. P. 630–635.

5. Седова Е. А. Исследование ответственности девушек и юношей – студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 280–289.

6. Ходак Н. А. Гендерные особенности психофизиологических функций студентов технических и гуманитарных специальностей: дис. … канд. биол. наук. Челябинск, 2010. 149 с.

7. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Лесникова С. Л., Васина Е. В., Кошко Н. Н., Варич Л. А. Психофизиологические особенности студентов первого курса разных факультетов КемГУ // Вестник Кемеровского государственного университета. 2009. № 4. С. 14–17.

8. Гапонова С. А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве вуза: динамика, детерминанты, оптимизация: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2005. 51 с.

9. Кирсанов В. М. Интегративный подход к оценке типологических особенностей студентов с различной учебно-профессиональной направленностью: дис. … д-ра биол. наук. Челябинск, 2015. 319 с.

10. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М.: Прогресс, 1993. 320 с.

11. Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2000. 400 с.

12. Шведов Д. Н. Ранние признаки психофизиологических нарушений у студентов-бакалавров в процессе учебной деятельности: дис. … канд. биол. наук. Орел, 2015. 159 с.

13. Аверьянова Н. В. Особенности психофизиологической адаптации студентов в зависимости от профиля обучения в школе: дис. … канд. биол. наук. Кемерово, 2016. 132 с.

14. Brandão M. P., Pimentel F. L., Cardoso M. F. Impact of academic exposure on health status of university students // Revista de Saude Publica. 2011. Vol. 45. № 1. P. 49–58.

15. Clinciu A. I. Adaptation and Stress for the First Year University Students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. № 78. P. 718–722.

16. Глебов В. В., Аракелов Г. Г. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. 2014. № 2. С. 89–95.

17. Лебедев А. В., Айзман Р. И., Рубанович В. Б., Айзман Н. И. Программа комплексной оценки здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений. Новосибирск: НГПУ, 2013.

18. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 339 с.

19. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Книга II. Психолого-физиологические и социально-педагогические подходы к формированию здоровьесберегающей среды в основной и средней школе / под ред. Э. М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. 695 с.

20. Кабардов М. К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком: автореф. дис. канд. ... биол. наук. М., 1983. 20 с.

21. Филатов В. М., Филатова Г. Е. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам: для пед. колледжей. Ростов н/Д: Anion, 1999. 383 с.

22. Изюмова С. А. Природа мнемических способностей и дифференциация обучения. М.: Наука, 1995. 383 с.

23. Макарова Л. Н., Шаршов И. А., Гапонова Т. К. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития // Педагогическая информатика. 2003. № 3. С. 17–23.

24. Гусева Е. П., Левочкина И. А., Сапожников В. В. Некоторые психологические и психофизиологические черты математически одаренных подростков // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. № 2. С. 23–26.

25. Габдреева Г. Ш. Гендерные различия адаптивности личности // Филология и культура. 2016. № 1. С. 338–347.


Для цитирования:


Климов В.М., Айзман Н.И. Динамика психофизиологических и социально-психологических характеристик студентов вуза разных профилей обучения. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(3):93-101. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-93-101

For citation:


Klimov V.M., Aizman N.I. Dynamics of Psycho-Physiological and SocioPsychological Characteristics of University Students of Different Specialties. Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(3):93-101. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-93-101

Просмотров: 233


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)