Отношение к взрослению у старших подростков Санкт-Петербурга и Смоленска в контексте их жизнестойкости


https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-77-84

Полный текст:


Аннотация

В статье приведены данные эмпирического исследования отношения старших подростков к взрослению в контексте их жизнестойкости. Цель исследования определяется необходимостью изучения отношения к взрослению у старших подростков с разным уровнем жизнестойкости, проживающих в Санкт-Петербурге и Смоленске. Для исследования отношения к взрослению использовалась методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн, модифицированная в соответствии с целью исследования, с помощью которой определялась актуальная и идеальная самооценка по параметрам «взрослость»,

«готовность быть взрослым» и «желание взрослеть». Для оценки жизнестойкости подростков использовалась скрининговая версия Теста жизнестойкости. Характеристики регуляторной, нравственной и рефлексивной сферы оценивались с помощью Шкалы самооценки личностной зрелости. Показано, что при одинаковом уровне актуальной и идеальной самооценки взрослости подростки из Смоленска оценивают свое желание взрослеть достоверно выше, чем подростки из Санкт-Петербурга. Определено, что подростки из Санкт-Петербурга демонстрируют более низкие показатели волевой, рефлексивной и особенно нравственной зрелости, а также жизнестойкости, прежде всего по параметрам вовлеченности и контроля, в сравнении с подростками из Смоленска. В зависимости от стратегии взросления жизнестойкость является ресурсом (для внутренне согласованной стратегии взросления) или личностным условием осуществления контроля над своей жизнью (для внутренне конфликтной стратегии взросления). Полученные данные учтены в психолого-педагогическом сопровождении старших подростков, развивающихся в разных социокультурных условиях. Отмечена тенденция к дальнейшим исследованиям о влиянии социокультурных факторов на реализацию той или иной стратегии взросления и отношению к ней растущих детей на дистанции подросткового возраста.

Об авторах

С. А. Безгодова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Светлана А. Безгодова 

191186,  г. Санкт-Петербург, ул. наб. реки Мойки, 48



А. В. Микляева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Анастасия В. Микляева 

191186,  г. Санкт-Петербург, ул. наб. реки Мойки, 48



В. В. Терещенко
Смоленский государственный университет
Россия

Владимир В. Терещенко 

214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4



Список литературы

1. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности. М.: Прометей, 2012. 152 с.

2. Романчук А. С. Анализ представлений подростков о взрослении, жизнестойкости и переживании одиночества // Научные тенденции: педагогика и психология: сборник науч. трудов по материалам VIII Междунар. науч. конф. М.: Общественная наука, 2017. С. 37–40.

3. Каленова К. А. Жизнестойкость как одно из важных личностных характеристик в период подросткового кризиса // УРОК.РФ. 16.04.2018. Режим доступа: https://урок.рф/library/zhiznestojkost_kak_odno_ iz_vazhnih_lichnostnih_harak_110045.html (дата обращения: 05.08.2018).

4. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. 270 с.

5. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 429 с.

6. Павленко Е. С. Взросление как процесс формирования идентичности: возможности анализа нарративов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016. Т. 16. № 2. С. 258–269.

7. Карабанова О. А. Социальное конструирование детства // Образовательная политика. 2010. № 5-6. С. 52–61.

8. Гаврилова Т. А., Швец Ф. А. Самооценка взрослости у школьников 1980-х и 2010-х гг. // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 13–21.

9. Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Нисская А. К. Взросление пятиклассников: 1960-е vs 2010-е // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 185–205.

10. Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 4. С. 7–24.

11. Терещенко В. В. Психологическое исследование специфики понимания взросления городскими и сельскими школьниками // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 3. С. 112–122.

12. Обухов А. С. Мировоззрение подростков провинций России // На пороге взросления / ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова. М.: МГППУ, 2011. С. 147–161.

13. Осин Е. И. Факторная структура краткой версии Теста жизнестойкости // Организационная психология. 2013. Т. 3. № 3. С. 42–60.

14. Микляева А. В. Шкала самооценки личностной зрелости: опыт разработки и апробации // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8. № 2-1. С. 52–68. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-2-52-68.

15. Микляева А. В. Психология межвозрастных отношений. М.: Перо, 2014. 159 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Безгодова С.А., Микляева А.В., Терещенко В.В. Отношение к взрослению у старших подростков Санкт-Петербурга и Смоленска в контексте их жизнестойкости. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(3):77-84. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-77-84

For citation: Bezgodova S.A., Miklyaeva A.V., Tereshchenko V.V. Attitude to Coming-of-Age in Adolescents of Saint-Petersburg and Smolensk in Context of their Resiliency. Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(3):77-84. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-77-84

Просмотров: 104

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)