Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ФАСИЛИТАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ ПОСРЕДСТВОМ УСВОЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-183-189

Полный текст:

Аннотация

Восприятие речи на слух является не только одним из самых важных языковых умений,  необходимых для повседневного речевого общения, но и неотъемлемой частью изучения  иностранного языка. Становится очевидным, что обучающиеся нуждаются в эффективной  подготовке по формированию аудитивных навыков. Однако самому процессу слушания  английской речи, вычленению в потоке речи фонем, подвергающихся фонологическим  изменениям, которые часто вызывают трудности при восприятии звучащего текста, зачастую  не уделяется должного внимания. Предметом данного исследования является  фасилитация обучения аудированию студентов неязыкового вуза. Цель статьи – выявить  основные фонологические особенности связной английской речи и представить примеры  заданий, направленных на их распознавание. Методологическую базу проведенного исследования составляет подход к обучению аудированию по модели «снизу-вверх», а  также положение о том, что восприятие речи и ее понимание на слух – процесс.  Соответственно, важную роль играет способность правильно декодировать фонемы, слова,  фразы и на их основании выводить смысл. В этом контексте неправильные ответы студентов подлежат анализу и способствуют выявлению тех мест, где произошел сбой в понимании. Показано, что осведомление студентов о фонологических особенностях связной  английской речи помогает им преодолевать трудности перцепции аудиотекста и тем самым  повышает эффективность обучения аудированию. Результаты исследования могут  представлять интерес для преподавателей иностранного языка, а также для специалистов,  занимающихся вопросами изучения фонетики английского языка. В заключении делаются  выводы о том, что для успешного развития навыков и умений аудирования требуется  сочетание подходов «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Это позволяет создавать  благоприятные условия для овладения одним из сложных видов речевой деятельности.

Об авторе

И. Н. Кошелева
Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской федерации
Россия
119454, Россия, Москва, пр. Вернадского, 76


Список литературы

1. Rost M. L2 Listening // Handbook of Research in Second Language teaching and Learning / ed. Hinkel E. New Jersey: Mahwah, 2005. P. 503–527.

2. Лазарева А. В. Обучение аудированию в вузах // Инновационность и мультикомпетентность в преподавании и изучении иностранных языков / отв. ред. Н. М. Мекеко. М.: РУДН, 2015. С. 146–157.

3. Говорун С. В. Развитие навыков и умений аудирования у студентов-востоковедов, изучающих английский язык: дис. … канд. пед. наук; Санкт-Петербургский гос. ун-т. СПб., 2015. 270 с.

4. Khuziakhmetov A. N., Porchesku G. V. Teaching listening comprehension: bottom-up approach // International journal of environmental and science education. 2016. Т. 11. № 8. С. 1989–2001.

5. Осадчая Т. Ю. Современные подходы к обучению аудированию на занятиях по иностранному языку в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 2. С. 206–210.

6. Снытникова Н. И. Преодоление трудностей аудирования на начальном уровне обучения иностранному языку // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2012. № 7. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2012/1827.htm (дата обращения: 08.02.2018).

7. Goh C. A cognitive perspective on language learners’ listening comprehension problems // System. 2000. Vol. 28. № 1. P. 55–75.

8. Lynch T., Mendelson D. Listening // An introduction to applied linguistics / ed. Schmitt N. London: Arnold, 2002. P. 193–210.

9. Field J. Listening in the Language Classroom. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 384 p.

10. Vandergrift L., Goh C. Teaching and learning second language listening: metacognition in action. New York: Routledge, 2011. 336 p.

11. Cauldwell R. Phonology for listening: teaching the stream of speech. Birmingham: Speech in Action, 2013. 352 p.

12. How can teachers teach listening. Режим доступа: http://www.tesol.org/docs/books/bk_ELTD_Listening_004 (дата обращения: 08.02.2018).

13. Flowerdew J., Miller L. Second language listening: theory and practice. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 238 p.

14. Brown J., Kondo-Brown K. Perspectives on teaching connected speech to second language speakers. Honolulu: University of Hawi’i at Mānoa, National foreign language resource center, 2006. 291 p.

15. Roach P. English phonetics and phonology: a practical course. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 242 p.

16. Gilbert J. Teaching pronunciation: using the prosody pyramid. Cambridge University Press, 2008. 52 p. Режим доступа: https://www.tesol.org/docs/default-source/new- resource-library/teaching-pronunciation-using-the-prosodypyramid.pdf?sfvrsn=0 (дата обращения: 08.02.2018).

17. Underhill A. Sound foundations: learning and teaching pronunciation. New York: MacMillan Education, 2005. 224 p.

18. Darn S. GME: Rhythm. Режим доступа: http://www.stevedarn.com/?Writings:Publications:GME%3A_Rhythm (дата обращения: 08.02.2018).

19. Artibey D. English micro-listening lesson – assimilation /t/ to /p/ // YouTube. 25.08.2017. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Ac8k1pcTC-8 (дата обращения: 08.02.2018).

20. Hancock M. Lost. Режим доступа: http://hancockmcdonald.com/materials/lost (дата обращения: 08.02.2018).

21. Varadan M. Seven ways to make a conversation with anyone // YouTube. 11.01.2016. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=F4Zu5ZZAG7I (дата обращения: 08.02.2018).

22. Brown G. Listening to spoken English. New York: Routledge, 1990. 192 p.


Для цитирования:


Кошелева И.Н. ФАСИЛИТАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ ПОСРЕДСТВОМ УСВОЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ АНГЛИЙСКОЙ РЕЧИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(2):183-189. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-183-189

For citation:


Kosheleva I.N. TEACHING LISTENING COMPREHENSION AT A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY: FACILITATION THROUGH INTERNALIZATION OF CONNECTED ENGLISH SPEECH FEATURES. Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(2):183-189. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-183-189

Просмотров: 151


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)