СТАТУС ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-114-121
Аннотация
Статья отражает результаты теоретического обобщения и эмпирического исследования статусов полоролевой идентичности старших дошкольников из полных и неполных семей. В статье обосновывается актуальность исследований заявленной проблемы, дается описание степени разработанности её в науке. Полоролевая идентичность анализируется как составляющая самосознания, отражающая осознание себя как представителя определенного пола, включающая представления о стереотипах мужественности и женственности и отношение к ним. Описываются особенности дошкольного возраста с позиции становления полоролевой идентичности. Представленные результаты эмпирического исследования направлены не только на описание полоролевой идентичности старших дошкольников, но и на описание и анализ особенностей статуса полоролевой идентичности дошкольников из полных и неполных семей. Доказано, что статус полоролевой идентичности старших дошкольников лишь отчасти определяется структурой семьи: стереотипные представления об отличиях мальчиков от девочек чаще всего встречаются у детей из семей с неблагополучной семейной ситуацией; в полной семье чаще привлекательным образом является образ противоположного пола; неправильно идентифицируют себя с возрастом дети из полных семей.
Об авторе
О. П. ЦариценцеваРоссия
460014, Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 19
Список литературы
1. Баянова Л. Ф. Психология дошкольника в нормативной ситуации. Казань: Изд-во Казанского университета, 2017. 128 с.
2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 80 с.
3. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65–68.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. 144 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / под ред. О. В. Кузьменковой. Оренбург: ОГПУ, 2005. Ч. 1. 288 с.
6. Шинкарёва Н. А. Психолого-педагогические подходы к воспитанию полоролевой-гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 212–215.
7. Зубова Л. В., Поликарпова Е. К. Психологический анализ гендерных различий полоролевой идентификации дошкольников из полных и неполных семей // Вестник ОГУ. 2005. № 12. Приложение. С. 156–161. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2005_12_1/27.pdf (дата обращения: 25.02.2018).
8. Власова Н. В. Это загадочное слово – идентичность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3. С. 50–53.
9. Флотская Н. Ю. Психологические особенности развития половой идентичности в дошкольном возрасте // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 3. С. 147–152.
10. Градусова Л. В. Гендерная педагогика. М.: Флинта, 2016. 177 с.
11. Комкова Е. И. Социальная перцепция детей из неполных семей // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 142. С. 52–63.
12. Татаринцева Н. Е. Теоретико-методологические основы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. 2009. № 10. С. 118–127.
Рецензия
Для цитирования:
Цариценцева О.П. СТАТУС ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(2):114-121. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-114-121
For citation:
Tsaritsentseva O.P. THE STATUS OF GENDER-ROLE IDENTITY IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN FROM SINGLEAND TWO-PARENT FAMILIES. The Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(2):114-121. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-114-121