Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

СТАТУС ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-114-121

Аннотация

Статья отражает результаты теоретического обобщения и эмпирического исследования  статусов полоролевой идентичности старших дошкольников из полных и неполных семей. В  статье обосновывается актуальность исследований заявленной проблемы, дается описание  степени разработанности её в науке. Полоролевая идентичность анализируется как  составляющая самосознания, отражающая осознание себя как представителя определенного  пола, включающая представления о стереотипах мужественности и  женственности и отношение к ним. Описываются особенности дошкольного возраста с  позиции становления полоролевой идентичности. Представленные результаты  эмпирического исследования направлены не только на описание полоролевой идентичности  старших дошкольников, но и на описание и анализ особенностей статуса полоролевой  идентичности дошкольников из полных и неполных семей. Доказано, что статус  полоролевой идентичности старших дошкольников лишь отчасти определяется структурой  семьи: стереотипные представления об отличиях мальчиков от девочек чаще всего  встречаются у детей из семей с неблагополучной семейной ситуацией; в полной семье чаще  привлекательным образом является образ противоположного пола; неправильно  идентифицируют себя с возрастом дети из полных семей.

Об авторе

О. П. Цариценцева
Оренбургский государственный педагогический университет
Россия
460014, Россия, г. Оренбург, ул. Советская, 19


Список литературы

1. Баянова Л. Ф. Психология дошкольника в нормативной ситуации. Казань: Изд-во Казанского университета, 2017. 128 с.

2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 80 с.

3. Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3–7 лет // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 65–68.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. 144 с.

5. Возрастная и педагогическая психология / под ред. О. В. Кузьменковой. Оренбург: ОГПУ, 2005. Ч. 1. 288 с.

6. Шинкарёва Н. А. Психолого-педагогические подходы к воспитанию полоролевой-гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 212–215.

7. Зубова Л. В., Поликарпова Е. К. Психологический анализ гендерных различий полоролевой идентификации дошкольников из полных и неполных семей // Вестник ОГУ. 2005. № 12. Приложение. С. 156–161. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2005_12_1/27.pdf (дата обращения: 25.02.2018).

8. Власова Н. В. Это загадочное слово – идентичность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3. С. 50–53.

9. Флотская Н. Ю. Психологические особенности развития половой идентичности в дошкольном возрасте // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 3. С. 147–152.

10. Градусова Л. В. Гендерная педагогика. М.: Флинта, 2016. 177 с.

11. Комкова Е. И. Социальная перцепция детей из неполных семей // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2011. № 142. С. 52–63.

12. Татаринцева Н. Е. Теоретико-методологические основы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ. 2009. № 10. С. 118–127.


Рецензия

Для цитирования:


Цариценцева О.П. СТАТУС ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(2):114-121. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-114-121

For citation:


Tsaritsentseva O.P. THE STATUS OF GENDER-ROLE IDENTITY IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN FROM SINGLEAND TWO-PARENT FAMILIES. The Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(2):114-121. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-114-121

Просмотров: 663


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)