Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ЗАВИСИМОСТЬ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ ОТ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЕГО АКТИВНОСТИ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-99-103

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты исследования качественных характеристик мышления  как познавательного психического процесса у лиц молодого и юношеского возраста,  изучена зависимость понятийного мышления от его гибкости и беглости в вербальном и  образном виде. В качестве ведущих методов применялись «Методика исследования  активности мышления» (МИАМ) И. М. Лущихиной и тест «Диагностика уровня развития  логически-понятийного мышления». Показатели понятийного мышления имеют значимую  корреляционную положительную связь с параметрами образной беглости мышления и отрицательную связь с параметрами вербальной гибкости мышления. Эффективность понятийного мышления обеспечивается следующими показателями  активности мышления: высокий уровень образной беглости позволяет использовать весь  арсенал привычных визуальных или кинестетических образов для решения стандартных  задач, а низкий уровень вербальной гибкости способствует высокой динамике процесса,  используя собственный фактический репертуар понятий, тем самым экономя время на поиск новых терминологических стратегий.

Об авторе

Е. В. Валиуллина
Кемеровский государственный медицинский университет
Россия
650029, Россия, г. Кемерово, ул. Ворошилова, 22а


Список литературы

1. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.

2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: УРАО, 1999. 176 с.

3. Немов Р. С. Психология. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2003. 688 с.

4. Якиманская И. С. Основные направления исследований образного мышления в психологии // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 3–29.

5. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384 с.

6. Валиуллина Е. В. Беглость и гибкость мышления // Новые информационные технологии в науке: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Уфа, 2017. Ч. 3. С. 215–217.

7. Валиуллина Е. В. Исследование кризисов профессионального самоопределения у студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 377.

8. Валиуллина Е. В. Активность познавательного процесса мышления // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Оренбург, 2017. Ч. 1. С. 111– 113.

9. Михайлова Т. М. Удовлетворенность субъектов образовательного процесса как критерий качества образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 1. С. 49–55.

10. Валиуллина Е. В. Гендерные особенности психических состояний в юношеском возрасте // Концепт. 2016. № 11. С. 106–112. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/16243.htm (дата обращения: 24.02.2018).


Для цитирования:


Валиуллина Е.В. ЗАВИСИМОСТЬ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ ОТ КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЕГО АКТИВНОСТИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(2):99-103. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-99-103

For citation:


Valiullina E.V. DEPENDENCE OF CONCEPTUAL THINKING ON QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF ITS ACTIVITY. Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(2):99-103. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-99-103

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)