Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-77-84

Полный текст:

Аннотация

В статье проанализированы вопросы организации системы психолого-педагогической  поддержки в формировании родительской компетентности. Рассмотрен феномен психолого- педагогической поддержки, его содержательное и сущностное наполнение. Доказано, что  психолого-педагогическая поддержка выступает специальными условиями,  обеспечивающими эффективность формирования осознанного родительства.  Методологической основой для планирования воздействий в рамках организации психолого- педагогической поддержки выступает иерархическая схема родительской компетентности,  включающая в себя три уровня. Высший уровень связан с обеспечением самодетерминации  поведения и формированием ценностно-смысловых оснований родительства. Второй обеспечивает решение задач саморегуляции через рефлексию и выстраивание социального  взаимодействия в деятельности. Третий отвечает за операционально-исполнительный  уровень деятельности. Содержательной основой модели формирования родительской  компетентности являются когнитивный, мотивационно-ценностный, операционно- деятельностный и социально-психологический компоненты. Обозначена структура  деятельности, формы, методы и технологии осуществления психолого-педагогического  сопровождения родителей. Представлена модель психолого-педагогической поддержки,  представляющая из себя комплексный процесс взаимодействия всех участников данного процесса.

Об авторах

О. О. Андронникова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия

630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28



М. А. Евдокимова
Центр родительства и детства «Фэмили студия»
Россия
630004, Россия, г. Новосибирск, ул. Ленина, 24


Список литературы

1. Забродина Л. А. Психологическая поддержка родителей в формировании конструктивных родительско-детских отношений: дис. … канд. психол. наук. Самара, 2010. 203 с.

2. Минина А. В. Модель формирования педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста // Академическая наука – проблемы и достижения: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (20–21 февраля 2014): в 2 т. М., 2014. Т. 1. С. 104–107.

3. Брушлинский A. B. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.

4. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 448 с.

5. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка / пер. с англ. A. B. Толстых. М.:. Прогресс, 1986. 239 с.

6. Джинотт X. Родители и дети. М.: Класс, 1992. 261 с.

7. Фромм А., Гордон Т. Популярная педагогика. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1997. 608 с.

8. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2001. 240 с.

9. Минияров В. М., Ельцова В. А., Райкова Е. Ю. Психологическое консультирование по проблемам родительско-детских отношений. Самара: Содружество Плюс, 2005. 234 с.

10. Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004. 168 с.

11. Овчарова Р. В. Психология родительства. М.: Академия, 2005. 368 с.

12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. М.: Академия, 2002. 192 с.

13. Ильина И. В. Формирование социальной компетенции у студентов профессиональных образовательных организаций: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2014. 213 с.

14. Лебедева К. А. Педагогическая компетентность родителей дошкольников: структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода // Дошкольное воспитание. 2014. № 6. С. 84.

15. Сергеева Б. В., Аракелян Р. К. Формирование родительской компетентности в условиях начальной школы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 1-1. С. 184–188.

16. Селина В. В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. В. Новгород. 2009. 27 с.

17. Староверова Т. С., Поникарова В. Н. Модель формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного учреждения // Концепт. 2016. Т. 11. С. 651–655. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86142.htm (дата обращения: 12.05.2018).


Для цитирования:


Андронникова О.О., Евдокимова М.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(2):77-84. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-77-84

For citation:


Andronnikova O.O., Evdokimova M.A. METHODICAL BASES OF ORGANIZING AND CONDUCTING THE PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR PARENTAL COMPETENCE FORMATION. Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(2):77-84. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-77-84

Просмотров: 149


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)