Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ГРАММАТИКЕ: ОТ ПРАВИЛ К РАЗУМНОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-201-207

Аннотация

При описании грамматических явлений многие учебные пособия со­ держат общие правила по их использованию и обращают внимание обучающих­ся на способ построения грамматических форм. Однако на практике эти правила могут быть абстрактными, не дающими точное или полное описание языковых единиц. В некоторых случаях объяснения не соответствуют примерам, взятым из аутентичных источников. Предметом данного исследования является пробле­ма эффективного обучения студентов неязыкового вуза грамматике английского языка. Цель статьи – описать метод обучения английской грамматике с позиции смысла грамматического явления и с учетом его контекстуального употребления. Методологической базой проведенного исследования послужили идеи и концеп­ции коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, сознательно ориентированный подход и метод контекстуального анализа языкового матери­ала. Отмечается ряд преимуществ применения подхода к обучению грамматике посредством разумного осмысления, отталкиваясь от потребностей и интересов говорящего перед изложением правил. Показано, что данный подход предостав­ляет студентам возможность наблюдать и сравнивать разнообразные случаи кон­ текстуального употребления языковых единиц, что в свою очередь создает основу для усвоения нового лингвистического материала и его последующего использова­ния в естественной коммуникации. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей иностранного языка, а также исследователей, зани­мающихся вопросами изучения английской грамматики. В заключение делаются выводы о том, что описанный подход дает более точное описание значения или употребления грамматических конструкций. Это позволяет понять логику и наме­рения носителей языка, что в значительной мере облегчает процесс межкультурной коммуникации.

Об авторе

И. Н. Кошелева
Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской федерации
Россия


Список литературы

1. Nassaji H., Fotos S. Teaching grammar in second language classrooms: Integrating form-focused instruction in communicative context. New York: Routledge, 2011. 167 p.

2. Keck C., Kim Y. Pedagogical grammar. Amsterdam and Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2014. 255 p.

3. Овчинникова Н. И. Современные тенденции в обучении грамматической стороне иноязычной речи // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуника¬ция. 2012. № 2. С. 194–197.

4. Вейс О. Ю., Соколова Н. С. Использование культурно-обусловленного подхода в обучении грамматике английского языка студентов языковых факультетов // Вестник Кемеровского государственного университе¬та. 2015. № 2-3. С. 19–22.

5. Боголепова С. В. Об обучении грамматике в контексте коммуникативного подхода // Иностранные язы¬ки в школе. 2016. № 11. С. 26–32.

6. Восковская А. С., Карпова Т. А. Представление грамматического материала на различных уровнях язы¬ковой подготовки в рамках коммуникативного подхода // English Language Teaching Upgrade: Practices and Innovations: материалы конференции (25 января 2017). Москва, 2017. С. 61–70.

7. Celce-Murcia M., Larsen-Freeman D. The grammar book. Boston, MA: Heinle ELT, 1999. 854 p.

8. Ellis R. Grammar teaching: Practice or consciousness-raising? // Methodology in language teaching: An anthology of current practice / Eds. Richards J. C., Renandya W. A. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2002. P. 167–174.

9. Celce-Murcia M. Why it makes sense to teach grammar in context through discourse // New Perspectives on Grammar Teaching in Second Language classrooms / Eds. Hinkel E., Fotos S. New York: Routledge, 2002. P. 119–133.

10. Larsen-Freeman D. Teaching language: from grammar to grammaring. Boston, MA: Heinle ELT, 2003. 160 p.

11. Norrington-Davies D. Teaching grammar: from rules to reasons. Brighton: Pavilion publishing, 2016. 200 p.

12. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе: общие вопросы методики. М.: Высшая школа, 1974. 112 с.

13. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. 223 с.

14. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней шко¬ле. М.: Просвещение, 1991. 287 с.

15. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2002. 239 с.

16. Мильруд Р. П. Грамматическая компетенция учащихся: программа робота, нейронная сеть или карти¬на мира? // Просвещение. Иностранные языки. 2013. № 8. Режим доступа: http://iyazyki.ru/2013/07/gramma-competence/ (дата обращения: 12.10.2017).

17. Thornbury S. How to teach grammar. Harlow: Pearson Education Limited, 2004. 182 p.

18. Parrott M. Grammar for English language teachers. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. 479 p.

19. Suh K. H. Past habituality in English discourse: "Used to" and "would" // Language Research. 1992. Iss. 28. P. 857–882.

20. Bolinger D. Entailement and the meaning of structures // Glossa. 1968. Vol. 2. № 2. P. 119–127.

21. Richard Thaler wins Nobel for work in behavioral economics. 09.10.2017. Режим доступа: https://phys.org/ news/2017-10-richard-thaler-nobel-behavioral-economics.html (дата обращения: 12.10.2017).

22. Lewis M. The English Verb: An exploration of structure and meaning. Boston, MA: Heinle, 2002. 180 p.


Рецензия

Для цитирования:


Кошелева И.Н. ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОЙ ГРАММАТИКЕ: ОТ ПРАВИЛ К РАЗУМНОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(1):201-207. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-201-207

For citation:


Kosheleva I.N. ENGLISH GRAMMAR TEACHING ENHANCEMENT: FROM RULES TO REASON-BASED APPROACH. The Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(1):201-207. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-201-207

Просмотров: 882


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)