Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

РЕЛЕВАНТНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЭФФЕКТА БАРНУМА

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-133-138

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуется релевантность психологического портрета как фактор влияния на эффект Барнума. Приведены определения исследуемого явления, а также нескольких важных для данной работы понятий. Дан краткий обзор литературы по исследованию этой переменной. Испытуемыми выступили студенты очных форм обучения Дальневосточного федерального университета и Морского государственного университета им. адмирала Г. И. Невельского, которым предоставлялось тривиальное личностное описание для соотнесения со своей Я-концепцией. Исследование осуществлялось в соответствии со стандартной процедурой, применяющейся в эмпирических исследованиях эффекта Барнума. Обработка полученных данных осуществлялась при помощи статистического критерия Пирсона χ2 . По итогам проведенного исследования было обнаружено статистически значимое различие в оценке испытуемыми точности тривиального личностного описания в зависимости от типа релевантности, что уточняет наши представления об эффекте Барнума. В выводе обозначены дальнейшие пути исследования эффекта Барнума и использования полученных данных.

Об авторах

В. В. Калита
Дальневосточный федеральный университет
Россия


А. С. Гайдай
Морской государственный университет им. адмирала Г. И. Невельского
Россия


Список литературы

1. Forer B. R. The fallacy of personal validation: a classroom demonstration of gullibility // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1949. № 44. P. 118–123. DOI: 10.1037/h0059240.

2. Rosen G. M. Effects of source prestige on subjects’ acceptance of the Barnum effect: Psychologist versus astrologer // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1975. № 43. P. 95. DOI: 10.1037/h0076289.

3. Mosher D. L. Approval Motive and Acceptance of "Fake" Personality Test Interpretations which Differ in Favorability // Psychological Reports. 1965. № 17(2). P. 395–402. DOI: 10.2466/pr0.1965.17.2.395.

4. Richards W. S., Merrens M. R. Student evaluation of generalized personality interpretations as a function of method of assessment // Journal of Clinical Psychology. 1971. № 27. P. 457–459. DOI: 10.1002/1097-4679(197110)27:43.0.co;2-i.

5. Калита В. В., Гайдай А. С. Детерминанты эффекта Барнума: объективность характера тривиальных личностных описаний // Сибирский психологический журнал. 2014. № 54. С. 48–61.

6. Mason O. J., Budge K. Schizotypy, self-referential thinking and the Barnum effect // Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry. 2011. № 42. P. 145–148. DOI: 10.1016/j.jbtep.2010.11.003.

7. Rogers P., Soule J. Cross-Cultural Differences in the Acceptance of Barnum Profiles Supposedly Derived From Western Versus Chinese Astrology // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2009. № 40. P. 381–399. DOI: 10.1177/0022022109332843.

8. Layne C. Gender and the Barnum Effect: A Reinterpretation of Piper-Terry and Downey’s Results // Psychological Reports. 1998. № 83. P. 608–610. DOI: 10.2466/pr0.1998.83.2.608.

9. Farley-Icard R. L. (2007). Factors that influence the Barnum Effect: Social desirability, base rates and personalization. (January 1, 2007). ETD Collection for University of Texas, El Paso. Paper AAI1444101.

10. Калита В. В., Гайдай А. С. Профессиональная направленность и тип описания как детерминанты эффекта Барнума // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 4-1. С. 113–117.

11. Гайдай А. С. Детерминанты эффекта Барнума // Сборник докладов 59-й Международной молодежной научно-технической конференции «Молодежь – наука – инновации» (21–23 марта 2012). Владивосток, 2012. Т. 2. С. 173–177.

12. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 551 с.

13. Corsini R. J., Craighead W. E., Weiner I. B. The Corsini encyclopedia of psychology: Vol. 1. Hoboken, NJ: Wiley, 2010.

14. Rosen G. M. Barnum Effect. The Encyclopedia of Clinical Psychology, 2015. 1–3. DOI: 10.1002/9781118625392. wbecp482.

15. Snyder C. R., Larson G. R. A further look at student acceptance of general personality interpretations // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1972. № 38. P. 384–388. DOI: 10.1037/h0032899.

16. Snyder C. R. Acceptance of personality interpretations as a function of assessment procedures // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. № 42. P. 150. DOI: 10.1037/h0036033.

17. Snyder C. R., Larsen D. L., Bloom L. J. Acceptance of general personality interpretations prior to and after receipt of diagnostic feedback supposedly based on psychological, graphological, and astrological assessment procedures // Journal of Clinical Psychology. 1976. № 32. P. 258–265. DOI: 10.1002/1097-4679(197604)32:23.0.co;2-o.

18. Dickson D. H., Kelly I. W. The ‘Barnum Effect’ in Personality Assessment: A Review of the Literature // Psychological Reports. 1985. № 57. P. 367–382. DOI: 10.2466/pr0.1985.57.2.367.

19. Snyder C. R., Shenkel R. J. Effects of «favorability,» modality, and relevance on acceptance of general personality interpretations prior to and after receiving diagnostic feedback // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1976. № 44. P. 34–41. DOI: 10.1037//0022-006x.44.1.34.

20. Jackson D. E. The effect of test taking on acceptance of bogus personality statements // Journal of Clinical Psychology. 1978. № 34. P. 63–68. DOI: 10.1002/1097-4679(197801)34:13.0.co;2-x.

21. Baillargeon J., Danis C. Barnum Meets the Computer: A Critical Test // Journal of Personality Assessment. 1984. № 48. P. 415–419. DOI: 10.1207/s15327752jpa4804_15.

22. Collins R. W., Dmitruk V. M., Ranney J. T. Personal validation: Some empirical and ethical considerations // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1977. № 45. P. 70–77. DOI: 10.1037//0022-006x.45.1.70.

23. Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 388 с.

24. Ермолаев-Томин О. Ю. Математические методы в психологии. М.: Юрайт, 2016. 511 с.


Для цитирования:


Калита В.В., Гайдай А.С. РЕЛЕВАНТНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЭФФЕКТА БАРНУМА. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(1):133-138. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-133-138

For citation:


Kalita V.V., Gaidai A.S. RELEVANCE OF INTERPRETATION AS THE DETERMINANT OF THE BARNUM EFFECT. Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(1):133-138. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-133-138

Просмотров: 159


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)