Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С РАЗЛИЧНЫМИ «КРИЗИСНЫМИ ПРОФИЛЯМИ»

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-117-125

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей межличностных отношений субъектов педагогического процесса с различными «кризисными профилями». Показано, что у субъектов с разным «кризисным профилем» имеются различия в отношениях в контексте их гармоничности – дисгармоничности. Эмпирически доказано, что переживание кризиса оказывает значимое влияние на составляющие социально-психологической дистанции между участниками педагогического процесса. Установлено, что переживание кризиса в межличностных отношениях субъектами педагогического процесса имеет свои общие и отличительные особенности в различных системах отношений: «педагог – педагог», «педагог – администрация образовательного учреждения», «педагог – воспитанник / обучающийся», «педагог – родители воспитанника / обучающегося». Наиболее подверженными влиянию деструктивного переживания кризиса в отношениях являются отношения педагога с администрацией образовательного учреждения. Во взаимоотношениях с детьми, напротив, педагоги сохраняют гармоничные отношения, основанные на взаимопонимании и эмоциональной близости. Результаты исследования могут быть использованы при организации работы по психологическому сопровождению педагогического процесса, направленного на профилактику и преодоление деструктивного переживания кризиса в межличностных отношениях субъектов педагогического процесса.

Об авторе

Ю. А. Журавлева
Курганский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Духновский С. В. Психология отношений личности: монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 380 с.

2. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 253 с.

3. Духновский С. В. Психодиагностическая методика «Переживание кризиса личностью»: руководство по применению. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. 52 с.

4. Духновский С. В. Кризис и его переживание личностью: результаты эмпирического исследования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 2. С. 30–35.

5. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с.

6. Журавлева Ю. А., Духновский С. В. Особенности дистанции в межличностных отношениях воспитателей дошкольных образовательных учреждений переживающих и не переживающих кризис // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 6. № 2. C. 51–57.

7. Солдатова Е. Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 267 с.

8. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. Практико-ориентированная монография / под ред. Э. Ф. Зеера. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 252 с.

9. Духновский С. В. Куликов Л. В. Социально-психологическая дистанция в межличностных отношениях: факторы и регуляция // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 2-1. С. 20–26.

10. Чиркова Т. И. Методологические основы психологии. М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. 406 с.

11. Духновский С. В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. СПб: Речь, 2009. 141 с.

12. Журавлева Ю. А. «Кризисные профили» личности воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Современное образовательное пространство: психологическое благополучие и культура безопасности: сборник докладов межрегиональной конференции с международным участием (15–16 февраля 2017). Екатеринбург, 2017. С. 146–152.

13. Журавлева Ю. А. Особенности «кризисного профиля» личности преподавателей профессиональных образовательных организаций // Дружининские чтения: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции (26–27 мая 2017) / под ред. И. Б. Шуванова, Ю. Э. Макаревской, И. Г. Макаревской. Сочи, 2017. C. 121–127.

14. Журавлева Ю. А. Некоторые особенности «кризисного профиля» субъектов педагогического процесса // Безопасность и развитие личности в образовании: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (19–21 мая 2016). Таганрог, 2016. С. 109–112.


Для цитирования:


Журавлева Ю.А. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СУБЪЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА С РАЗЛИЧНЫМИ «КРИЗИСНЫМИ ПРОФИЛЯМИ». Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(1):117-125. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-117-125

For citation:


Zhuravleva J.A. INTERPERSONAL RELATIONS AMONG PEDAGOGICAL PROCESS MEMBERS WITH VARIOUS CRISIS PROFILES. Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(1):117-125. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-117-125

Просмотров: 187


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)