Preview

СибСкрипт

Расширенный поиск

ИСТОРИЯ КАК ПУТЬ К ИДЕАЛУ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-18-23

Аннотация

На примере эволюции образа совершенного человека в статье исследуется роль общественного идеала в истории. Идеал понимается как образ должного, позволяющий оценить сущее и задать направленность его развития. Стремление к Идеалу – сущностная интенция человека, необходимая для его вочеловечивания – предстаёт одной из движущих сил истории. Каждая историческая эпоха конструирует свой образ совершенного человека и стремится приблизиться к нему. Представления о совершенном человеке формировались на протяжении всей истории, в чём выражает себя перманентно присущее человеку чувство неудовлетворённости собой (и миром), нереализованности сущности в существовании; интенция к обретению собственной глубинной идентичности. Первым «совершенным человеком» был Зверь. Если в первобытности побеждается внешний зверь, то в античности – внутренний. Возникает первый кризис самоидентификации как следствие неадекватной самооценки («человек как мера всех вещей»). «Совершенным человеком» Средневековья выступает Бог. Если зверь оказывается в недосягаемом прошлом, то Бог – в недостижимом вечном. Возникает второй кризис самоидентификации. В Новое время совершенным человеком становится Человек. Начинает доминировать представление о совершенстве (как реальной возможности), заключённом в самом человеке. Однако лишение человека метафизичности приводит к третьему кризису самоидентификации. В Новейшее время «совершенным человеком» всё более предстаёт Машина как «человек», лишённый человеческих слабостей с усиленными человеческими достоинствами. Уподобление человека машине приводит к четвёртому кризису самоидентификации. «Новым идеальным человеком» будет человек как неповторимый итог развития всей человеческой культуры, синтез уникального и всеобщего.

Об авторах

Е. Ф. Казаков
Кемеровский государственный университет
Россия


В. И. Красиков
Всероссийский государственный университет юстиции
Россия


Список литературы

1. Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея Восток, Запад и русская идея // Русская идея и современность. Петроград: Аcademia, 1922. С. 177–216.

2. Билаонова М. Ю. Проблема идеала как общественной ценности и ее отражение в русской философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 2001. 26 с.

3. Омарова З. У. Формирование общественного идеала в социально-историческом развитии: автореф. дис. ...

4. канд. филос. наук. Махачкала, 2004. 21 с.

5. Меликян М. А. Философские версии совершенного человека // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 5. С. 309–312.

6. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С. 319–344.

7. Казаков Е. Ф. Душа: метафизика самоопределения. Кемерово, 2014. 249 с.

8. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703 с.

9. Фейербах Л. Сущность христианства: соч. в 2 т. Т. 2. М.: Наука, 1992. 425 с.

10. Толстой Л. Н. Царство Божие внутри вас // Полное собрание сочинений. 1890–1993. В 90 т. Т. 28. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. С. 1–294.

11. Фихте Й. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение. Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000. 784 с.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Сочинения. Т. 42. М.: Изд-во полит. л-ры. С. 43–174.


Рецензия

Для цитирования:


Казаков Е.Ф., Красиков В.И. ИСТОРИЯ КАК ПУТЬ К ИДЕАЛУ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(1):18-23. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-18-23

For citation:


Kazakov E.F., Krasikov V.I. HISTORY AS A WAY TO THE IDEAL. The Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(1):18-23. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-18-23

Просмотров: 453


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2949-2122 (Print)
ISSN 2949-2092 (Online)