Зависимость понятийного мышления от качественных характеристик его активности


https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-

Аннотация

В статье представлены результаты исследования качественных характеристик мышления, как познавательного психического процесса у лиц молодого и юношеского возраста, изучена зависимость понятийного мышления от его гибкости и беглости в вербальном и образном виде. В качестве ведущих методов применялись: «Методика исследования активности мышления» (МИАМ) И.М. Лущихиной и тест «Диагностика уровня развития логически-понятийного мышления». Показатели понятийного мышления имеют значимую корреляционную положительную связь с параметрами образной беглости мышления и отрицательную связь с параметрами вербальной гибкости мышления. Эффективность понятийного мышления обеспечивается следующими показателями активности мышления: высокий уровень образной беглости позволяет использовать весь арсенал привычных визуальных или кинестетических образов для решения стандартных задач, а низкий уровень вербальной гибкости способствует высокой динамике процесса, используя собственный фактический репертуар понятий, тем самым экономя время на поиске новых терминологических стратегий.

Об авторе

Евгения Викторовна Валиуллина
Кемеровский государственный медицинский университет
Россия
Доцент кафедры истории и психологии


Список литературы

1. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.

2. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: УРАО, 1999. 176 с.

3. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. – Кн. 1: Общие основы психологии. М., 2003. 688 с.

4. Якиманская И. С. Основные направления исследований образного мышления в психологии // Вопросы психологии. 1985. № 5. С. 3 – 29.

5. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. 384с.

6. Валиуллина Е. В. Беглость и гибкость мышления // Новые информационные технологии в науке: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 3 ч. Уфа, 2017. Ч. 3. С. 215 – 217.

7. Валиуллина Е. В. Исследование кризисов профессионального самоопределения у студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования. 2012. №3. С. 377.

8. Валиуллина Е. В. Активность познавательного процесса мышления // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции в 3 ч. Оренбург, 2017. Ч. 1. С. 111 – 113.

9. Михайлова Т. М. Удовлетворенность субъектов образовательного процесса как критерий качества образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 1 (5). С. 49 – 55.

10. Валиуллина Е. В. Гендерные особенности психических состояний в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 11 (11). – URL: http://e-koncept.ru/2016/16243.htm. (дата обращения: 24.02.2018).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Валиуллина Е.В. Зависимость понятийного мышления от качественных характеристик его активности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(2). https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-

For citation: . . Bulletin of Kemerovo State University. 2018;(2). https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-2-

Просмотров: 13

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)