МАСТЕРСТВО ЧИТАТЕЛЯ


https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-4-219-224

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена вопросам культуры художественного восприятия литературных текстов. Адекватность литературного чтения выводится из эстетической специфики искусства слова: из особого статуса фигуры автора, из особой природы художественного смысла, из особой упорядоченности текста как совокупности факторов читательского впечатления. Вслед за Бахтиным литература трактуется как искусство «непрямого говорения», где автор «облекается в молчание», поскольку в литературном тексте мы никогда не имеем дело с речью самого писателя, она всегда опосредована фигурой говорящего героя или условного повествователя. Художественному восприятию литературных текстов можно и нужно учиться как читательскому мастерству. Культура чтения представляет собой взаимодополнительность двух разнонаправленных векторов: с одной стороны, достаточно глубокое и искреннее сопереживание сообщаемому, как если бы оно было действительной реальностью; с другой – сотворческую наблюдательность читателя по отношению к искусной сделанности текста, таящей в себе смысл произведения. Художественный смысл актуализируется читательским сознанием как взаимодополнительным по отношению к авторскому сознанию, манифестированному в тексте.


Об авторе

В. И. Тюпа
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Валерий И. Тюпа.

125993, Москва, Миусская площадь, 6



Список литературы

1. Фуксон Л. Ю. Чтение. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. 266 с.

2. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.

3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

4. Бахтин М. М. Собр. соч. В 7 т. М.: Русские словари, 2003. Т. 1. 955 с.

5. Пришвин М. М. Собр. соч. В 8 т. М.: Художественная литература, 1984. Т. 7. 480 с.

6. Фуксон Л. Ю. Интерпретация фрагмента текста как опыт «медленного чтения» // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 3. С. 193–197.

7. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. 368 с.

8. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. М.: Лабиринт, 1994. 210 с.

9. Бахтин М. М. Собр. соч. В 7 т. М.: Русские словари, 1996. Т. 5. 730 с.

10. Анандавардхана. Дхваньялока. М.: Наука, 1974. 304 с.

11. Толстой Л. Н. О литературе. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. 806 с.

12. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2006. 336 с.

13. Гиршман М. М. Гармония и дисгармония в слове и в мире («Студент» А. П. Чехова) // Гиршман М. М. Литературное произведение: теория и практика анализа. М.: Высшая школа, 1991. С. 136–155.

14. Подковырин Ю. В. Понятие «инкарнации» в философии ХХ века и феномен смысла литературного произведения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 6. С. 137–142.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тюпа В.И. МАСТЕРСТВО ЧИТАТЕЛЯ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(4):219-224. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-4-219-224

For citation: Tyupa V.I. READER'S SKILL. Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(4):219-224. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-4-219-224

Просмотров: 199

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)