РЕФЛЕКСИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ЮНОСТИ


https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-153-160

Полный текст:


Аннотация

В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи рефлексивности личности в период поздней юности и ее направленности на саморазвитие, позволяющий делать вывод о месте рефлексивности в структуре психологической готовности к саморазвитию на данном возрастном этапе. Рефлексивность исследована во взаимосвязи с субъектной активностью, бытийной ответственностью формирующейся личности. Сделан вывод о том, что в период поздней юности рефлексивный ресурс личности находится на стадии становления, переструктурирования. Определена связь типа рефлексивной активности и психологической готовности к саморазвитию в период поздней юности. В рамках исследования обнаружено, что тенденция к сосредоточению на внутреннем мире может препятствовать продуктивному задействованию ресурсов интернальности, осмысленности в планировании и осуществлении саморазвития. В статье по результатам эмпирического исследования описана специфика психологической готовности к саморазвитию у лиц юношеского возраста с разным уровнем выраженности индивидуальной рефлексивности.

Об авторе

М. А. Фризен
Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга.
Россия
683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4.


Список литературы

1. Асеев В. Г. Механизмы детерминации психического развития // Мир психологии. 2012. № 2. С. 40–46.

2. Буякас Т. М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 96–108.

3. Волков В. Н. Онтология личности. Иваново: Изд-во Ивановского государственного университета, 2001. 379 с.

4. Иванов М. С., Яницкий М. С. Модель напряжений самореализации и ее эмпирическая валидизация // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 20–28.

5. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 с.

6. Купченко В. Е. Особенности характеристик жизненного пути у лиц с различным типом ответственности: дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2004. 180 c.

7. Леонтьев Д. А. Личностное измерение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. .№ 3. С. 67–80.

8. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110–135.

9. Серый А. В., Яницкий М. С., Харченко Е. В. Ценностно-смысловые аспекты психологической работы со студенческой молодежью, находящейся в кризисной ситуации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 40–48.

10. Фромм Э. «Иметь» или «быть». М.: АСТ, 2011. 320 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Фризен М.А. РЕФЛЕКСИВНОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ЮНОСТИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(3):153-160. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-153-160

For citation: Frizen M.A. REFLEXIVITY IN STRUCTURE OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SELF-DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY IN THE PERIOD OF LATE ADOLESCENCE. Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(3):153-160. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-153-160

Просмотров: 98

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)