ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ПРИ РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА)


https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-143-152

Полный текст:


Аннотация

В статье анализируются результаты эмпирического исследования, направленного на определение специфики построения будущего старшеклассниками с разными уровнями толерантности к неопределенности. Проверяется гипотеза о том, что конструирование будущего в юношеском возрасте у толерантных и интолерантных к неопределенности школьников характеризуется различиями в степени детализации и простроенности будущего, в осознании и принятии личной ответственности за него, в выраженности установок разной модальности в отношении своего будущего. Исследование проведено при помощи адекватного поставленной цели комплекса методик, включающего, помимо количественных, качественные методы (методику рисуночных метафор «Жизненный путь», элементы каузометрического анализа, графический метод «круги Коттла»). Результаты исследования могут быть использованы при организации психологической работы со школьниками, направленной на формирование установки на позитивное принятие будущего, преодоление страха перед ним, а также на отработку навыков рефлексии и осознание индивидуальной ответственности за свое будущее.

Об авторах

Ю. Ю. Неяскина
Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга.
Россия
683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4.


В. О. Пронькина
Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга.
Россия
683032, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пограничная, 4.


Список литературы

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

2. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь. 2000. 368 с.

3. Зимбардо Ф., Бойд Дж. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь. СПб.: Речь. 2010. 352 с.

4. Zimbardo P. G., Boyd J. N. Putting Time in Perspective: A Valid, Reliable, Individual-Differences Metric // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77. № 6. P. 1271–1288.

5. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.

6. Михальский А. В. Психология конструирования будущего. М.: МГППУ , 2014. 192 с.

7. Михальский А. В. Таймфреймы: соединяя биологическое, личностное и социальное время // Конструирование будущего в психологии и педагогике: сборник материалов конференции (2 декабря 2016). Москва, 2016. C. 79–83.

8. Доценко Е. Л. Поступок как предвосхищение предстоящего // Конструирование будущего в психологии и педагогике: сборник материалов конференции (2 декабря 2016). Москва, 2016. C. 48–63.

9. Михальский А. В. Психология времени (хронопсихология): учебное пособие. М.: МПГУ, 2016. 72 с.

10. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.

11. Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез: монография. Смоленск; Москва: Универсум, 2010. 312 с

12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис // Психология личности в трудах зарубежных психологов: хрестоматия. СПб: Питер, 2000. 125 с.

13. Frenkel-Brunswik E. Intolerance of ambiguity as an emotional and perceptual personality variable // Journal of Personality. 1949. Vol. 18. № 1. P. 108–143.

14. Осин Е. Н. Факторная структура русскоязычной версии шкалы общей толерантности к неопределенности Д. МакЛейна // Психол. диагностика. 2010. № 2. С. 65–86.

15. Матушанская А. Г., Алишев Б. С. Толерантность к неопределенности и смежные психологические конструкты когнитивной психологии // Ученые записки Казанского университета. Серия: гуманитарные науки. 2001. Т. 153. № 5. С. 25–33.

16. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Луковицкая Е. Г. Диагностика толерантности к неопределенности. Шкалы Д. Маклейна. М.: Смысл, 2016. 60 с.

17. Леонтьев Д. А. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 2. С. 107–119.

18. Бадью А. Философия и событие. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2013. 192 с.

19. Соколова Е. Т. Клиническая психология утраты Я. М.: Смысл, 2015. 896 с.

20. Леонтьев Д. А. Тест cмысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 2000. 18 c.

21. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 101–109.

22. Белинская Е. П., Давыдова И. С. Графический тест Коттла: специфика показателей временной перспективы // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. C. 28–37.

23. Головаха Е. И., Кроник А. А. К исследованию мотивации жизненного пути: техника «Каузометрии» // Мотивация личности: феноменология, закономерности и механизмы формирования. М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, 1982. С. 99–108.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Неяскина Ю.Ю., Пронькина В.О. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ БУДУЩЕГО ПРИ РАЗНЫХ УРОВНЯХ ТОЛЕРАНТНОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА). Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(3):143-152. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-143-152

For citation: Neyaskina Y.Y., Pronkina V.O. FUTURE PLANNING PECULIARITIES UNDER DIFFERENT CONDITIONS OF UNCERTAINTY TOLERANCE IN ADOLESCENTS. Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(3):143-152. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-143-152

Просмотров: 122

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)