Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-133-142

Полный текст:

Аннотация

В статье представлено исследование, цель которого состояла в изучении особенностей копинг-стратегий студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и «условно-здоровых» студентов. По результатам исследования выявлено, что студенты с ОВЗ в целом реже берут ответственность за происходящие с ними события, реже прибегают к целенаправленному анализу ситуации и своих возможностей и чаще стараются дистанцироваться от проблемы. Согласно полученным данным, в целом у студентов с ОВЗ наблюдаются проблемы с копинг-стратегиями, относящимися к когнитивной сфере. В статье также представлен анализ гендерных особенностей совладающего поведения у студентов с ОВЗ. Установлено, что студентки с ОВЗ по сравнению со своими «условно-здоровыми» сверстницами чаще готовы идти на конфликт или предпринимать попытку справиться с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. В то же время юноши с ОВЗ меньше готовы к конфронтации, реже признают себя ответственными за возникновение проблемы и ее решение, а также менее склонны к целенаправленному анализу ситуации и возможных вариантов поведения, к выработке стратегии разрешения проблемы, планированию собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Наконец, был проанализирован характер связей между различными копингстратегиями у студентов с ОВЗ и «условно-здоровыми» студентами. Установлено, что у «условно-здоровых» студентов основные связи между различными копингами приходятся на шкалы – «Планирование решения проблем» и «Положительная переоценка». Можно предположить, что у «условно-здоровых» студентов именно эти копинг-стратегии составляют своеобразное ядро механизмов совладающего поведения. Наоборот, у студентов с ОВЗ отсутствуют определенные корреляционные связи. Таким образом, у юношей и девушек с ОВЗ нельзя говорить о каком-то определенном «ядре» в системе совладающего поведения.

Об авторе

А. А. Киселева
Иркутский государственный университет.
Россия
664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1.


Список литературы

1. Купреева О. И. Особенности психологического сопровождения студентов с ОВЗ // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научно-практической конференции. 2011. С. 210–211.

2. Вассерман Л. И., Абаков В. А., Трофимова Е. А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика. СПб.: Речь, 2010. 192 с.

3. Поникарова В. Н., Алексина Ю. Ю. Содержание и основные направления формирования продуктивного копинг-поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 412–414.

4. Воскресенская Л. А. Особенности преодолевающего поведения взрослых и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья // Психология стресса и совладающего поведения: материалы III Междунар. науч.практ. конф. Кострома, 2013. Т. 1. С. 89–91.

5. Щетинина Е. Б. Жизнестойкость студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор успешной социально-психологической адаптации к среде высшего образовательного учреждения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 4(16). С. 306-310. DOI: 10.18500/2304-9790-2015-4-4-306-309.

6. Маракушина И. Г. Зайцева Е. С. Психологический анализ копинг-стратегий у подростков с детским церебральным параличом // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 647–655.

7. Firth N., Greaves D., Frydenberg E. Coping styles and strategies: A comparison of adolescent students with and without learning disabilities // Journal of Learning Disabilities. 2010. № 43(1). P. 77–85.

8. Jemta L., Dahl M., Nordahl G., Fugl-Meyer K. S. Coping strategies among Swedish children and adolescents with mobility impairment in relation to demographic data, disability characteristics and well-being // Acta Paediatrica, International journal of paediatrics. 2007. Т. 96. № 8. С. 1184–1189.

9. Kara B., Acikel Ch. Predictors of coping in a group of Turkish patients with physical disability // Journal of Clinical Nursing. 2012. № 21(7-8). P. 983–993.

10. Богомаз С. А. Жизнестойкость человека как личностный ресурс совладания со стрессами и достижения высокого уровня здоровья // Здоровье нации – основа процветания России: материалы научно-практических конгрессов III Всероссийского форума (10–12 апреля 2007). Москва, 2007. Т. 3. Ч. 1. С. 23–25.

11. Кущ Е. А, Чеботарев С. С.. Личностные ресурсы совладающего поведения людей с ограниченными возможностями // Вестник магистратуры. 2012. № 4. С. 63–66

12. Романова Е. В., Толкачева О. Н. Сравнительное исследование копинг-стратегий, особенностей межличностных отношений и смысложизненных ориентаций у лиц с врожденными и приобретенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 4. С. 87–98.

13. Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Исаева Е. Р., Трифонова Е. А., Щелкова О. Ю., Новожилова М. Ю., Вукс А. Я. Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях. СПб.: Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2008. 35 с.

14. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.


Для цитирования:


Киселева А.А. КОПИНГ-СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(3):133-142. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-133-142

For citation:


Kiseleva A.A. COPING STRATEGIES IN STUDENTS WITH PHYSICAL. Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(3):133-142. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-3-133-142

Просмотров: 178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)