Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ТРАКТОВКА ФЕНОМЕНА СМЕРТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Ч. ПАЛАНИКА

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-216-222

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена трактовке феномена смерти в современной американской литературе на материале произведений Ч. Паланика. В статье проанализированы подходы к феномену смерти в разных областях знаний, таких как философия, социология, медицина. Описывается освещение темы «жизнь после смерти» в отечественной и зарубежной художественной литературе. Рассматривается  место  феномена  смерти  в  художественном  мире  Ч. Паланика и его влияние на мироощущение персонажей. Смерть в художественном мире определяет  отношение  персонажей друг  к  другу,  их  присутствие/отсутствие на том или ином уровне художественного мира, процесс перехода из мира живых в мир мёртвых и наоборот. От репрезентации феномена смерти в произведениях Ч. Паланика зависит становление героев в мире живых и мире мёртвых. Граница между миром живых и миром мёртвых практически незаметна, и переход между мирами осуществляется по определённым законам художественного мира, которым следуют персонажи романов. Анализу подвергаются несколько произведений Ч. Паланика, написанных в разные периоды его творчества. В статье исследуются различия и сходства в авторской трактовке смерти и её  значения  в  ранних  («Бойцовский  клуб»,  «Колыбельная»)  и  последних («Проклятые», «Обречённые») романах автора. В ранних романах Ч. Паланика смерть представляет как процесс физиологичный, имеющий анатомические подробности, но в то же время умирание – это исход души из тела. Последние романы автора отличаются тем, что показывают читателю не только жизнь и её окончание, но и продолжение жизни после смерти. 

Об авторе

Е. Р. Чемезова
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в г. Ялте
Россия

298635, Ялта, ул. Севастопольская, 2-А



Список литературы

1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. C. 234 – 407. Режим доступа: http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html (дата обращения: 09.10.2016).

2. Денисова Е. А. Категория смерти в антропологической системе М. М. Бахтина // Теория и практика общественного развития. 2006. № 5. Т. 2. С. 83 – 86.

3. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Наука, 2006. 466 с. Режим доступа: http://lib.ru/HEIDEGGER/bytie.txt (дата обращения: 20.09.2016).

4. Петровский Б. В. Популярная медицинская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1981. 704 с.

5. Hornby A. S. Oxford Student’s Dictionary of Current English. Oxford: Oxford University Press, 1984. 484 p.

6. Тресиддер Дж. Смерть // Словарь символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 318. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/simvol/804 (дата обращения: 12.10.2016).

7. Степин В. В. Смерть // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. С. 152. Режим доступа: http://iph.ras.ru/enc.htm (дата обращения: 10.10.2016).

8. Джери Д. Смерть и умирание // Большой социологический словарь. М.: Открытое общество, 2000. С. 713. Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/6-567-smert-i-umiranie.htm (дата обращения: 12.10.2016).

9. Вербер Б. Империя ангелов. М.: Гелиос, 2006. 416 с. Режим доступа: https://www.litmir.info/br/?b=253 (дата обращения: 01.10.2016).

10. Вознесенская Ю. Н. Мои посмертные приключения. М.: Вече, 2012. 288 с.

11. Greeley A. M. Contract with an Angel. NY.: Tor Books, 1999. 384 p.

12. Albom M. The Five People You Meet in Heaven. NY: Time Warner Books, 2003. 196 p.

13. Цуцуи Я. Преисподняя. М.: ЭСКМО, 2015. 224 с.

14. Паланик Ч. Проклятые. М.: АСТ, 2012. 317 с.

15. Паланик Ч. Обреченные. М.: АСТ, 2013. 350 с.

16. Фролов Г. А., Хабибуллина Л. Ф. К смене литературных эпох на Западе: теоретический аспект // Филология и культура. 2014. № 3(37). С. 187 – 193.

17. Лушникова Г. И. Литературная пародия и языковая игра // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 7. С. 300 – 304.

18. Паланик Ч. Колыбельная. М.: АСТ, 2009. 208 с. Режим доступа: http://www.litlib.net/bk/236/read (дата обращения: 20.09.2016).

19. Штейнбук Ф. М. Конвергенція топосу відсутності у творах сучасної світової літератури // Слово і Час. 2014. № 4. С. 68 – 75.

20. Palahniuk Ch. Doomed. NY.: Jonathan Cape, 2013. 336 p.

21. Темирболат А. Б. Категории хронотопа и темпорального ритма в литературе. Алматы: Ценные бумаги, 2009. 504 с. Режим доступа: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/temirbolat_ab-kategoriya_hronotopa.pdf (дата обращения: 20.10.2016).

22. Половцев Д. О. Инаковость как философско-литературная категория // Вестник МГЛУ. Серия 1: Филология. 2006. № 4(24). С. 74 – 80.

23. Сартр Ж. П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 17 – 25. Режим доступа: http://schuldichs.narod.ru/svalka/sartr.htm (дата обращения: 22.10.2016).

24. Palahniuk Ch. Lullaby. NY.: Doubleday, 2002. 272 p. Режим доступа: http://royallib.com/read/Palahniuk_Chuck/Lullaby.html (дата обращения: 20.09.2016)

25. Лихачёв Д. С. Смех как мировоззрение. Л.: Наука, 1976. 204 с. Режим доступа: http://philologos.narod.ru/smeh/smeh-lihach.htm (дата обращения: 23.10.2016).

26. Palahniuk Ch. Damned. NY.: Jonathan Cape, 2011. 257 p.

27. Palahniuk Ch. Fight Club. NY.: W. W. Norton, 1996. 258 p.

28. Паланик Ч. Бойцовский клуб. М.: АСТ, 2002. 252 с.


Для цитирования:


Чемезова Е.Р. ТРАКТОВКА ФЕНОМЕНА СМЕРТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ Ч. ПАЛАНИКА. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(2):216-222. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-216-222

For citation:


Chemezova E.R. INTERPRETATION OF DEATH IN THE CH. PALAHNIUK’S ARTISTIC WORLD. Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(2):216-222. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-216-222

Просмотров: 202


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)