ЭКФРАСИС И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В РОМАНЕ СОМЕРСЕТА МОЭМА «THE MOON AND SIXPENCE» («ЛУНА И ГРОШ»)


https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-200-205

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается феномен экфрасиса – словесного описания предмета искусства в литературном произведении. Объектом анализа является экфрасис в романе С. Моэма «Луна и грош». Предметному изучению подвергаются специфические признаки экфрасиса, его функции и лингвистические средства выражения. В романе дается описание пяти картин, созданных главным героем-художником. Разные по жанру картины (портрет, пейзаж, настенная живопись, натюрморт, семейно-бытовая сценка) объединены общим подходом к их описанию, характерным для экфрасиса. Описание картин, представленное как в монологической, так и диалогической форме экфрасиса, опирается на инвариантные признаки, соответствующие канонической, архетипической схеме экфрастического описания. Эти признаки переданы с помощью лексики, связанной с выражением сильных эмоций, соотносящейся со зрительным восприятием, с красотой, чудом, тайной, уникальностью, жизненностью, одухотворенностью. Экфрастическое описание картин дается через призму восприятия их разными персонажами – знатоками и профанами. Экфрасис в романе С. Моэма  осуществляет  следующие  функции:  эстетически-оценочную,  дескриптивную, эмоционально-воздействующую, характеризующую, герменевтическую. 


Об авторе

Т. П. Карпухина
Тихоокеанский государственный университет
Россия

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136



Список литературы

1. Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. М.: Наука, 1977. С. 259 – 283.

2. Maugham S. The Moon and Sixpence. Moscow: Progress Publishers, 1972. 240 p.

3. Дубова О. Б. Мимесис и пойэсис: Античная концепция «подражания» и зарождение европейской теории художественного творчества. М.: Памятники исторической мысли, 2001. 271 с.

4. Миловидов В. А. Нарратология экфрасиса // Narratorium. 2011. № 1-2. Режим доступа: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2027587 (дата обращения: 25.05.2016).

5. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. 352 с.

6. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник (науч. ред. и сост.: И. П. Ильин, Е. А. Цурганова). М.: Интрада-ИНИОН, 1996. 317 с.

7. Тамарченко Н. Д. Субъект изображения. Акт рассказывания: повествователь, рассказчик, образ автора // Введение в литературоведение. 3-е изд. / под ред. Л. В. Чернец. М.: Академия, 2010. С. 314 – 324.

8. Kris E., Kurz O. Legend, Myth, and Magic in the Image of the Artist. An Historical Experiment. New Haven, 1970.

9. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. 10-е изд. М.: Флинта: Наука, 2010. 248 с.

10. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: АСТ, 2000. 846 с.

11. Бычков В. В. Эстетика. М.: КНОРУС, 2012. 528 с.

12. Эстетика. Словарь / под ред. А. А. Беляева. М.: Политиздат, 1989. 447 с.

13. Шатин Ю. В. Ожившие картины: Экфрасис и диегезис // Критика и семиотика. Вып. 7. 2004. С. 217 – 226.

14. Карпухина Т. П. Экфрастическое прочтение стихотворения Теда Хьюза “Portraits” // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 10. С. 16 – 23.

15. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд. М.: Вост. лит. РАН, 1998. 800 с.

16. Яценко Е. В. «Любите живопись, поэты…». Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы философии. 2011. № 11. С. 47 – 57.

17. Меднис Н. «Религиозный экфрасис» в русской литературе // Критика и семиотика. 2006. Вып. 10. С. 58 – 67.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Карпухина Т.П. ЭКФРАСИС И ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В РОМАНЕ СОМЕРСЕТА МОЭМА «THE MOON AND SIXPENCE» («ЛУНА И ГРОШ»). Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(2):200-205. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-200-205

For citation: Karpukhina T.P. EKPHRASIS AND ITS FUNCTIONING IN SOMERSET MAUGHAM′S NOVEL “THE MOON AND SIXPENCE”. Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(2):200-205. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-200-205

Просмотров: 183

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)