Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-117-122

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты изучения особенностей психофизиологической адаптации учащихся младшего школьного возраста, обучающихся в инновационном образовательном учреждении. Комплексное обследование младших школьников, которое проводилось в течение двух лет обучения – с первого по второй класс, предполагало изучение психофизиологических показателей и оценку состояния регуляторных систем организма. Установлено, что ко второму году обучения у учащихся улучшаются показатели развития когнитивных функций при увеличении напряжения в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Школьники, имеющие на начало обучения низкие показатели успеваемости, отличаются от своих сверстников, обучающихся на «хорошо» и «отлично», более выраженной динамикой развития психофизиологических функций в течение двух лет обучения. У мальчиков отмечается более выраженная динамика показателя объема внимания по сравнению с девочками. Процесс адаптации учащихся, имеющих высокую успеваемость, сопровождается усилением симпатической активности в регуляции сердечного ритма, то есть сопровождается большей физиологической «ценой», которую организм платит за эффективность реализуемой деятельности. 

Об авторах

Л. А. Варич
Кемеровский государственный университет
Россия

650000, Кемерово, ул. Красная, 6



Ю. В. Сорокина
Кемеровский государственный университет
Россия

650000, Кемерово, ул. Красная, 6



Список литературы

1. Варич Л. А., Блинова Н. Г., Сапего А. В., Кошко Н Н. Комплексная оценка показателей развития и здоровья учащихся первых классов: методические рекомендации / под ред. Т. М. Чурековой. Кемерово, 2007. 50 c.

2. Сорокина Ю. В., Варич Л. А. Особенности психофизиологической адаптации учащихся первых классов // Научное творчество молодежи. Гуманитарные науки: материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции (15 – 16 мая 2015 г.). Анжеро-Судженск, 2015. С. 69 – 72. Режим доступа: http://www.asf.ru/upload/sbornik-NTM-2015.pdf

3. Онтогенез. Адаптация. Здоровье. Образование. Кн. I. Здоровьесберегающие аспекты дошкольного и начального общего образования: учебно-методическое пособие / под ред. Э. М. Казина. Кемерово, 2011. 500 c.

4. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.: Сфера, 2005. 34 c.

5. Иванов В. И., Литвинова Н. А., Березина М. Г. Автоматизированные методы психодиагностики: методические рекомендации. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. 28 c.

6. Практикум по психофизиологической диагностике: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2000. 128 c.

7. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. 280 c.

8. Игишева Л. Н., Галлеев А. Р. Оценка функционального состояния организма с помощью программно-технического комплекса ORTO-EXPERT: методическое руководство. Кемерово: Живые системы, 2003. 221 с.

9. Фарбер Д. А., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М., 1990. 319 с.

10. Псеунок А. А., Муготлев М. А. Динамика корреляционных связей у школьников 7 – 15 лет // Научные труды III съезда физиологов СНГ, г. Ялта, 1 – 6 октября 2011. М.: Медицина: Здоровье, 2011. C. 254 – 256.


Для цитирования:


Варич Л.А., Сорокина Ю.В. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017;(2):117-122. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-117-122

For citation:


Varich L.А., Sorokina Y.V. PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION FEATURES OF PRIMARY SCHOOL PUPILS. Bulletin of Kemerovo State University. 2017;(2):117-122. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2017-2-117-122

Просмотров: 166


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)