Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК ПРОДУКТ И КАК ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-120-125

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается связь таких психологических категорий, как сознание, самосознание и представление. Показывается, что одним из мотивов изучения представления является изучение возможностей человека по осознанию и пониманию мира и себя. Вскрывается социальная детерминированность как содержания, так и самого процесса представления. Обосновывается положение о том, что представление, с самого начала, это активный, постоянно меняющийся во времени процесс, проявляющий себя не только в состоянии активного покоя, но и в состоянии формирующей активности, изменяющий, порождающий представляющего. В статье рассматривается роль внешнего и внутреннего, врожденного и приобретенного в развитии представления. Доказывается, что представление имеет врожденную основу. Выделяется первичный и вторичный уровни развития представления, даются критерии и характеристики, предпосылки каждого уровня, показывается, что они возникают не одновременно. Указывается на то, что выделенные критерии в одинаковой степени относятся как к представлению себя, так и к представлению мира. Делается вывод, что врожденная основа выступает в качестве ядра дальнейшего развития этих представлений и позволяет представлять и истолковывать физический мир и себя, опережая способность активно действовать в нем.

Об авторе

В. П. Песков
Иркутский государственный университет
Россия
Песков Вадим Павлович – кандидат психологических наук, доцент кафедры психодиагностики и практической психологии


Список литературы

1. Адлер А. Лекции по аналитической психологии. М.: Рефл-бук; Ваклер, 1996.

2. Зинченко В. П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 6. № 2. С. 3 – 36.

3. Жодле Д. Социальные представления как элементы, опосредующие отношение к отклонению // Психоанализ и науки о человеке. М.: Прогресс-Культура, 1995. С. 155 – 190.

4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. С. 575 – 587.

5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.

6. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. Культура, 1990.

7. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М., 1981.

8. Песков В. П. Метасистемный подход к исследованию структуры представления // Ярославский педагогический вестник. (Серия: Психолого-педагогические науки). Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. № 3. С. 192 – 202.

9. Петухов В. В. Общая психология: сб. текстов: в 3 вып. / под общ. ред. В. В. Петухова. М.: Психология, 2000.

10. Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2006. 464 с.

11. Спиркин А. Г. Происхождение сознания. М., 1960.

12. Ухтомский А. А. Парабиоз и доминанта // Ухтомский А., Васильев Л., Виноградов М. Учение о парабиозе. М., 1927.

13. Шадриков В. Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию. М.: Изд-во Института психологии РАН, 2009. 656 с.

14. Шовен Р. Поведение животных. М.: Мир, 1972.

15. Якиманская И. С. О разработке метода диагностики пространственного мышления // Проблема диагностики умственного развития. М., 1975.


Для цитирования:


Песков В.П. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАК ПРОДУКТ И КАК ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(3-1):120-125. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-120-125

For citation:


Peskov V.P. REPRESENTATION AS A PRODUCT AND AS A PROCESS OF SOCIAL COGNITION. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;(3-1):120-125. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-120-125

Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)