Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-115-119

Полный текст:

Аннотация

В статье проанализированы основные трудности, связанные с включением в российское общество детей с особыми образовательными потребностями. Социализация таких детей сопряжена с выполнением ряда социально-экономических условий, основным из которых является получение качественного образования. Мы рассматриваем инклюзивное образование как наиболее эффективную возможность социализации детей с особыми образовательными потребностями. Было проведено эмпирическое исследование с целью изучения отношения взрослых участников образовательной среды к возможности совместного обучения в общеобразовательных школах здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями. В качестве респондентов выступили: педагоги общеобразовательных школ, родители здоровых детей школьного возраста, родители детей с особыми образовательными потребностями: детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста. Большинство опрошенных родителей считают, что образовательная инклюзия вполне возможна и даже необходима, однако, среди учителей такого же мнения придерживаются не более 30 %. Но лишь небольшой процент учителей выразил готовность работать с такими школьниками наравне с обычными. Анализ результатов анкетного опроса позволил сделать вывод о том, что нежелание учителей, их неготовность к обучению детей-инвалидов в общеобразовательной школе связана не с отрицательным отношением педагогов к таким детям, а с отсутствием четко разработанной системы обучения особых детей в общеобразовательной школе, отсутствием учебных программ для инклюзивных классов и критериев оценки таких учеников.

Об авторе

О. О. Олифер
Дальневосточный государственный гуманитарный университет, Хабаровск
Россия
Олифер Ольга Олеговна – старший преподаватель кафедры психологии


Список литературы

1. Агавона Е. Л., Алексеева М. Н., Алехина С. В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. М., 2011. 302 с.

2. Алехина С. В. Инклюзивное образование в Российской Федерации: доклад // Международный симпозиум «Инвестиции в образование – вклад в будущее». М., 2010. 102 с.

3. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

4. Иванов М. С., Яницкий М. С. К проблеме оценки потенциала самореализации личности в процессе обучения // Философия образования. 2004. № 3(11). С. 233 – 241.

5. Михальченко К. А. Инклюзивное образование – проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире. СПб.: Реноме, 2012. 206 с.

6. Пенин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики. СПб.: Вестник Герценовского университета, 2010. 47 с.

7. Семаго Н. Я. Роль школьного психолога на начальных этапах организации инклюзивного образования в школе // Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе: сб. статей / под общ. ред. Н. Я. Семаго. М.: ЦАО, 2009. 56 с.

8. Сокольская М. В. Ценностные ориентации в структуре личности и деятельности подростков. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. 119 с.

9. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008. 192 с.

10. Яницкий М. С., Серый А. В. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19. С. 82 – 97.

11. Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. М., 2003. № 5. С. 100 – 106.


Для цитирования:


Олифер О.О. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;1(3):115-119. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-115-119

For citation:


Olifer O.O. SOCIAL ADJUSTMENT OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;1(3):115-119. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-115-119

Просмотров: 175


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)