Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

РАЗРАБОТКА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Полный текст:

Аннотация

В настоящее время разрабатывается эмпирическое исследование развивающего потенциала системы деятельности личности на разных стадиях профессионализации. Актуальность исследования связана с необходимостью дальнейшего выявления ресурсов развития личности профессионала, повышения эффективности его трудовой деятельности при условии сохранении психологического здоровья (и в целях определения путей профилактики его нарушений). Целями данной статьи работы является операционализация теоретического конструкта «развивающий потенциал системы деятельностей», описание метода изучения системы деятельностей с возможностью определения места профессиональной деятельности в индивидуальной иерархии, а также обоснование критериев и методов оценки развивающего потенциала системы деятельностей личности. Методологической основой является полидеятельностный вариант культурно-деятельностного подхода. Предлагаемый нами комплекс критериев оценки развивающего потенциала системы деятельностей содержит объективные критерии, такие как уровень самоактуализации личности, и субъективные критерии, такие как уровень субъективного благополучия и удовлетворенность трудом. В работе приводятся результаты исследования системы деятельностей студентов с разным уровнем самоактуализации. Исследование показало эмпирическую валидность предложенного нами метода исследования системы деятельностей, а также адекватность использования уровня самоактуализации в качестве критерия оптимального развития личности и гармоничности системы деятельности.

Об авторе

Д. И. Кузнецов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия
Кузнецов Даниил Игоревич – аспирант факультета психологии


Список литературы

1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007. 528 с.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

3. Карпинский К. В. Жизненный смысл профессионала как детерминанта деятельности и становления личности // Социальная психология труда: теория и практика. Т. 1. М.: Институт психологии РАН, 2010. С. 161 – 185.

4. Кузнецов И. Ю., Кузнецов Д. И. Система деятельностей как основа самореализации личности // Личность как предмет классической и неклассической психологии: материалы XIII Международных чтений памяти Л. С. Выготского: в 2 т. Т. I. М.: РГГУ, 2012. С. 30 – 35.

5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1983. 320 с.

6. Леонтьев Д. А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста. Культурно-историческая психология развития // Материалы первых чтений памяти Л. С. Выготского, Москва, 15 – 17 ноября 2000 / под ред. И. А. Петуховой. М.: Смысл, 2001. С. 154 – 16.

7. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997.

8. Насиновская Е. Е. Деятельностная парадигма в изучении мотивации личности // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра; под. ред. А. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2006. 389 с.

9. Эльконин Б. Д. Психология развития: учеб. пособие для вузов. М.: Академия. 2005. 144 с.

10. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.


Для цитирования:


Кузнецов Д.И. РАЗРАБОТКА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2014;(3-1):122-126.

For citation:


Kuznetsov D.I. DESIGNING EMPIRICAL METHODS FOR STUDYING THE DEVELOPMENTAL POTENTIAL OF A PERSONALITY’S SYSTEM OF ACTIVITIES. Bulletin of Kemerovo State University. 2014;(3-1):122-126. (In Russ.)

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)