Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ВОЗРАСТНЫЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ УЧЕБНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-2-119-124

Полный текст:

Аннотация

В проведенном исследовании были изучены показатели психофизиологической и физиологической адаптации и зависимости от типов вегетативной регуляции аппарата кровообращения с учетом возрастных особенностей организма с целью повышения эффективности индивидуального подхода к организации процесса обучения. Установлено, что в динамике процесса обучения у старших подростков существенно возрастает число школьников с высоким и средним уровнем силы нервных процессов и работоспособности головного мозга независимо от исходного вегетативного статуса; у лиц с ваготоническим и эйтоническим типом регуляции регистрируются высокие показатели физиологической адаптации.

Об авторах

Э. М. Казин
Кемеровский государственный университет
Россия
Казин Эдуард Михайлович – доктор биологических наук, профессор, заслуженный деятель науки, профессор кафедры физиологии человека и безопасности жизнедеятельности 


А. И. Федоров
Кемеровский государственный университет
Россия
Федоров Александр Иванович – доктор биологических наук, заведующий кафедрой физиологии человека и безопасности жизнедеятельности


И. А. Свиридова
Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Россия
Свиридова Ирина Альбертовна – доктор медицинских наук, профессор, директор


А. С. Шинкаренко
Кемеровский государственный университет
Россия
Шинкаренко Андрей Семенович – аспирант 


Н. В. Аверьянова
Кемеровский государственный университет
Россия
Аверьянова Надежда Викторовна – аспирант 


С. А. Любченко
Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Россия
Любченко Сергей Анатольевич – методист 


Т. Ю. Максимова
Кемеровский государственный университет
Россия
Максимова Татьяна Юрьевна – магистрант направления «Биология» биологического факультета


Список литературы

1. Авцын А. П. Адаптация и дизадаптация с позиций патологии // Клиническая медицина. 1974. Т. 52. С. 3 – 15.

2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 448 с.

3. Баевский Р. М., Барсукова Ж. П., Берсенева А. П. Оценка функционального состояния организма на основе математического анализа сердечного ритма: методические рекомендации. Владивосток, 1998. 220 с.

4. Блинова Н. Г., Игишева Л. Н., Литвинова H. A., Федоров А. И. Практикум по психофизиологической диагностике: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. 128 с.

5. Голикова Е. М., Тиссен П. П. Проблемы социальной адаптации детей и молодежи с отклонениями в состоянии здоровья // Теория и практика физической культуры. 2013. № 11. С. 54 – 57.

6. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001. 454 с.

7. Казин Э. М. Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты: монография. Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. 214 с.

8. Казин Э. М., Комарова О. А., Федоров А. И. Особенности нейроэндокринной регуляции в процессе формирования адаптивных реакций у детей // Физиология развития человека: материалы международной научной конференции. М., 2009.

9. Казин Э. М., Свиридова И. А., Березина М. Г., Прохорова А. М., Комарова О. А., Саваль Л. А., Федоров А. И., Шорин Ю. П. Влияние социально-биологических факторов на особенности формирования приспособительных реакций учащихся в пубертатном периоде онтогенеза // Физиология человека. 2008. Т. 34. № 4. С. 47 – 56.

10. Казин Э. М., Федоров А. И., Шинкаренко А. С., Любченко С. А., Абаскалова Н. П., Касаткина Н. Э. Роль индивидуально-типологических особенностей системы вегетативной регуляции в формировании показателей психосоциальной и физиологической адаптации школьников к учебной деятельности // XXI век: фундаментальная наука и технологии: материалы докладов V Международной научно-практической конференции, 10 – 11 ноября 2014 г. Nort Charleston, USA. Т. 2. С. 8 – 21.

11. Комарова О. А. Особенности психофизиологической адаптации подростков к условиям обучения в образовательных учреждениях разного типа: автореф. дис. … канд. биол. наук. Кемерово, 2013. 21 с.

12. Комарова О. А. Оценка адаптивных возможностей учащихся гимназии и школы-интерната по показателям вариабельности сердечного ритма // Ломоносов – 2006: тезисы докладов XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Секция биология. М., 2006. С. 119 – 120.

13. Комарова О. А., Лурье С. Б., Федоров А. И. Влияние исходного вегетативного тонуса на адаптивные реакции подростков к обучению в условиях кадетской школы-интерната // VII Сибирский съезд физиологов: материалы съезда. Красноярск, 2012. С. 240 – 241.

14. Комарова О. А., Федоров А. И., Казин Э. М. Изучение адаптивных возможностей подростков с различными режимами обучения по показателям сердечного ритма // Валеология. 2012. № 2. С. 26 – 29.

15. Коркушко О. В., Шатило В. Б., Шатило Т. В., Короткая Е. В. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека // Физиология человека. 1991. Т. 17. № 2. С. 31 – 39.

16. Кербиков О. В. Избранные труды. М.: Медицина. 1971. 312 с.

17. Лакин Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа. 1990. 408 с.

18. Литвинова Н. А. Роль психофизиологических показателей в механизме адаптации к умственной деятельности: монография. Кемерово, 2012. 168 с.

19. Литвинова H. A., Казин Э. М., Иванов В. И. Роль психофизиологических показателей в успешности адаптации старшеклассников к профильному обучению // Вестник Томского государственного университета. 2006. № 21. С. 56 – 57.

20. Макаренко Н. В. Психофизиологические функции человека и операторский труд; АН УССР; Ин-т физиологии им. A. A. Богомольца. Киев: Наукова думка, 1991. 216 с.

21. Макаренко Н. В., Пухов В. А., Кольченко Н. В. Основы профессионального отбора. Киев: Наукова думка, 1987. 244с.

22. Тарасова О. Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции: автореф. дисс. … канд. мед. наук. Томск, 1998. 16 с.

23. Теплов Б. М. Новые данные по изучению свойств нервной системы человека // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М.: АПН РСФСР, 1963. № 3. С. 3 – 46.


Для цитирования:


Казин Э.М., Федоров А.И., Свиридова И.А., Шинкаренко А.С., Аверьянова Н.В., Любченко С.А., Максимова Т.Ю. ВОЗРАСТНЫЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВИЯ УЧЕБНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;1(2):119-124. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-2-119-124

For citation:


Kazin E.M., Fedorov A.I., Sviridova I.A., Shinkarenko A.S., Averianova N.V., Lyubchenko S.A., Maximova T.Y. AGE AND TYPOLOGICAL FEATURES OF SCHOOL STUDENTS’ ADAPTATION IN TERMS OF EDUCATIONAL AND SOCIAL HEALTH FACTORS. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;1(2):119-124. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-2-119-124

Просмотров: 117


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)