ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОБСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ЕГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ: ИЗ ОПЫТА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация
В статье представлен анализ результатов эмпирических исследований, посвященных представлениям о саморазвитии представителей разных возрастных и социальных групп, делается ряд выводов о том, каким образом социальный контекст и активность самой личности определяют значимость саморазвития и субъективные представления о его результативности; указывается, что специфика микросреды, в которой происходит становление личности и осуществляется ее функционирование, существенным образом влияет на представления о саморазвитии, деформированность, усеченность модели развития ограничивают личность в проектировании саморазвития. Рассмотрение проблематики проектирования саморазвития в аспекте возрастной динамики позволило определить его ключевые ресурсы, задействуемые в подростничестве, в юности, в период средней зрелости. В статье сделан общий вывод о том, что значимыми ресурсами для проектирования и осуществления саморазвития выступают его ценность для личности, субъектная активность, рефлексивность, бытийная ответственность, включенность в разнообразные деятельностные контексты, наличие соответствующих жизненных сценариев и моделей.
Об авторе
М. А. ФризенРоссия
Фризен Марина Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии
Список литературы
1. Калитеевская Е. Р., Леонтьев Д. А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 49 – 55.
2. Леонтьев Д. А. Личностное измерение человеческого развития // Вопросы психологии. 2013. № 3. С. 67 – 80.
3. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.
4. Серый А. В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая парадигма как методологическая основа оценки и прогнозирования развития личности // Личностное развитие: прогностические модели, факторы, вариативность: монография. Томск: ТГПУ, 2008. С. 71 – 93.
Для цитирования:
Фризен М.А. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОБСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ЕГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ: ИЗ ОПЫТА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(3-3):251-258.
For citation:
Frizen M.A. PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT NOTION AS THE BASIS OF ITS PROJECTING: FROM THE EXPERIENCE OF EMPIRICAL RESEARCH. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;(3-3):251-258. (In Russ.)