ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ МАЛОГО ГОРОДА И МЕГАПОЛИСА
Аннотация
Предметом теоретического и эмпирического анализа выступила социокультурная идентичность. Цель статьи – представить результаты исследования особенностей социокультурной идентичности студентов, обучающихся в различных социокультурных условиях (в условиях малого города и мегаполиса). В качестве диагностического инструментария были использованы методика З. Ф. Урбанович «Личностная и социальная идентичность» и анкета, направленная на изучение индивидуальных данных исследуемых. Представлены результаты эмпирического исследования социокультурной идентичности студентов малого города и мегаполиса. Выявлено, что для исследуемых студентов малого города потенциально широкие возможности самореализации обнаруживаются при расширении социокультурного пространства по траектории: деревня, поселок – малый город; а в случае с исследуемыми студентами мегаполиса данное расширение социокультурного пространства происходит в больших масштабах соответственно: малый город – мегаполис. Данные исследования социокультурной идентичности как фактора устойчивости жизненного мира человека могут являться основой региональных программ психологического сопровождения для граждан, переселяющихся из северных регионов края, малых городов в мегаполис, граждан, испытывающих затруднения в определенной направленности жизненного и профессионального пути.
Об авторах
И. О. ЛогиноваРоссия
Логинова Ирина Олеговна – доктор психологических наук, профессор, декан факультета клинической психологии, заведующий кафедрой клинической психологии и психотерапии с курсом последипломного образования
Ю. В. Живаева
Россия
Живаева Юлия Валерьяновна – старший преподаватель кафедры клинической психологии и психотерапии с курсом последипломного образования
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 14. С. 21 – 39.
2. Гринфельд И. Л. Динамика процесса формирования социокультурной идентичности в подростковом возрасте: дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 198 с.
3. Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты // Философский факультет Ростовского государственного университета: история и современность. Ростов н/Д., 2002.
4. Леонтьев Д. А. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека // Философские науки. 2009. № 10. С. 5 – 10.
5. Логинова И. О. Исследование устойчивости жизненного мира человека: методика и психометрические характеристики // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 18 – 28.
6. Лукьянов О. В. Самоидентичность как условие устойчивости человека в меняющемся мире: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Томск, 2009. 44 с.
7. Чупина В. Б. Социокультурная детерминация самооценки и самореализационного потенциала молодых преподавателей вуза: дис. … канд. психол. наук. Барнаул, 2004. 219 с.
8. Шакурова М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. 361 с.
9. Шакурова М. В. «Я» в контексте «МЫ»: о сущности социокультурной идентичности личности // Известия ВГПУ. 2013. № 1(260).
10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис [пер. с англ.] / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
Для цитирования:
Логинова И.О., Живаева Ю.В. ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ МАЛОГО ГОРОДА И МЕГАПОЛИСА. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(3-3):167-172.
For citation:
Loginova I.O., Zhivaeva Yu.V. SOCIO-CULTURAL FEATURES OF STUDENTS’ IDENTITY IN SMALL TOWNS AND METROPOLIS. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;(3-3):167-172. (In Russ.)