Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА СТУДЕНТАМИ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ИМПЛИЦИТНЫХ ТЕОРИЙ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТИ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-88-92

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования состояла в выявлении связи между субъективной оценкой студентами реализуемости базисных ценностей в образовательной среде университета и степенью выраженности у них имплицитных теорий интеллекта и личности. С целью исследования имплицитных теорий был использован опросник К. Двек в модификации Т. В. Корниловой и С. Д. Смирнова, а также методика субъективной оценки реализуемости базисных ценностей (СОРБЦ), разработанная С. А. Богомазом. Для студенческой выборки вычислены профиль значимости базисных ценностей и профиль реализуемости этих ценностей в университетской среде. Анализ профилей показывает, что университетская среда способствует реализации профессиональных ценностей, однако для студентов значимыми оказываются ценности «семьи», «любви» и «здоровья». Установлено, что для университетской среды характерен существенный «разрыв» между значимостью и реализуемостью ценности «быть здоровым». Обнаружена значимая корреляционная связь параметров имплицитных теорий с оценками реализуемости базисных ценностей. Полученные результаты расширяют представления о личностно-средовом взаимодействии и могут быть учтены при создании в университете условий, в максимальной степени обеспечивающих личностно-профессиональное развитие молодежи. Можно сделать вывод о том, что студенты с имплицитными теориями наращиваемого интеллекта и обогащаемой личности склонны позитивно воспринимать средовые условия, которые сложились в университетской образовательной среде. Особенности этой среды могут быть количественно охарактеризованы с помощью методики СОРБЦ. Анализ «разрыва» между значимостью ценностей и возможностью их реализации в университетской среде позволяет получить важную информацию об особенностях личностно-средового взаимодействия.

Об авторах

С. А. Богомаз
Томский государственный университет
Россия
Богомаз Сергей Александрович – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой организационной психологии факультета психологии


О. Ю. Горчакова
Томский государственный университет
Россия
Горчакова Олеся Юрьевна – старший преподаватель кафедры организационной психологии факультета психологии


Т. Е. Левицкая
Томский государственный университет
Россия
Левицкая Татьяна Евгеньевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры генетической и клинической психологии факультета психологии


А. А. Шекетера
Томский государственный университет
Россия
Шекетера Анастасия Александровна – аспирант факультета психологии


Список литературы

1. Абакумова Н. Н., Богомаз С. А. Мониторинг образовательных результатов в вузе: проблема содержания психолого-педагогической диагностики // Психология обучения. 2015. № 3. С. 62 – 68.

2. Аллахвердов М. В. Принцип проверяемости имплицитных теорий // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. (Серия 12: Психология, социология, педагогика). Вып. 3. СПб, 2011. С. 14 – 19.

3. Богомаз С. А., Тренькаева Н. А. Модель личностного развития в юношеском возрасте по варианту гиперсоциализации // Сибирский психол. журн. 2007. Вып. 26. С. 55 – 61.

4. Богомаз С. А., Мацута В. В. Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде // Сибирский психол. журн. 2012. № 46. С. 67 – 75.

5. Корнилова Т. В., Смирнов С. Д., Чумакова М. А., Корнилов С. А., Новотоцкая-Власова Е. В. Модификация опросников К. Двек в контексте изучения академических достижений студентов // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 3. С. 86 – 100.

6. Литвина С. А., Богомаз С. А., Галай И. А., Айзман Р. И. Особенности личностно-обусловленного восприятия вузовской молодежью среды города (на материале исследований в Иркутске, Томске и Куйбышеве) // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1(11). С. 106 – 111.

7. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / пер. с англ. Изд. 2-е, испр. М.: Когито-Центр, 2001. 142 с.

8. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2006. 362 с.

9. Dweck C. S., Chiu C., Hong Y. Implicit theories: Elaboration and extension of the model // Psychological Inquiry. Vol. 6(4). P. 322 – 333.

10. Hong Y., Chiu C., Dweck C. S. Implicit Theories of Intelligence / Efficacy, Agency, and Self-Esteem // The Springer Series in Social Clinical Psychology. 1995. P. 197 – 216.


Для цитирования:


Богомаз С.А., Горчакова О.Ю., Левицкая Т.Е., Шекетера А.А. ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА СТУДЕНТАМИ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ВЫРАЖЕННОСТИ ИМПЛИЦИТНЫХ ТЕОРИЙ ИНТЕЛЛЕКТА И ЛИЧНОСТИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;3(3):88-92. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-88-92

For citation:


Bogomaz S.A., Gorchakova O.Y., Levitskaya T.Y., Sheketera A.A. PERCEPTION OF THE UNIVERSITY’S EDUCATIONAL ENVIRONMENT BY STUDENTS WITH DIFFERENT MANIFESTATION DEGREES OF IMPLICIT INTELLIGENCE AND PERSONALITY THEORIES. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;3(3):88-92. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-88-92

Просмотров: 155


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)