Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА СТРАНЫ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-40-44

Полный текст:

Аннотация

Центральным предметом анализа является продукт восприятия – политический образ страны в массовом сознании. Статья имеет своей целью описать существующие теоретические и методологические подходы к исследованию образа страны. Системный анализ зарубежной и отечественной литературы выявил огромное количество научных теорий и направлений в рамках изучения заявленного предмета. Автор классифицировал и ввел собственную теоретико-методологическую карту по исследованию образа страны. Проблема восприятия страны рассматривается в соответствии с политико-психологическим, политико-культурным, политико-коммуникативным и пространственно-географическим подходами. Каждый подход раскрывает отдельные характеристики образа страны – территориальные, темпоральные измерения, политическую культуру, представления субъекта восприятия о политике, истории, экономике и прочем.

Об авторе

К. Б. Джгамадзе
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия
Джгамадзе Кристина Бадровна – аспирант кафедры социологии и психологии политики факультета политологии


Список литературы

1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

2. Гаджиев К. С. Введение в политическую науку. М.: Логос, 1999. Гл. 16.

3. Галумов Э. А. Международный имидж современной России: автореф. … д-ра полит. наук. М., 2004.

4. Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Л., 1974.

5. Голд Д. Основы поведенческой географии. М., 1990.

6. Евгеньева Т. В. Национально-государственная идентичность современной российской молодежи: структурное измерение и политико-психологические особенности // Перспективы развития политической психологии: новые направления: материалы Международной научной конференции 22 – 23 октября 2010 г. / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Издательство Московского университета, 2012.

7. Егорова-Гантман Е. В., Плешаков К. В. Политическая реклама. М.: Никколо М, 2002.

8. Замятин Д. Н. Образ страны: структура и динамика // ОНС, 2000. № 1.

9. Заяц Д. В., Колосов В. А. Географические образы в зеркале СМИ // Отечественные записки. 2002. № 6.

10. Зверев А. Л. Государственный символизм в образе современной России // Образы государств, наций и лидеров / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008.

11. Киселев И. Ю., Смирнова А. Г. Образ государства и принятие решений в международных отношениях: учебное пособие. СПб., 2004.

12. Колосов В. А. Географические образы и геополитические представления: пути формирования и подходы к изучению // Вестник ДВГСГА. Сер. 1. 2008. № 1(1).

13. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М., 1983.

14. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.

15. Образ России в стране и за рубежом: гуманитарное измерение / под общ. ред. Ю. П. Зинченко, Л. В. Матвеевой. М., 2008.

16. Пищева Т. Н. Политические образы: проблемы исследования и интерпретации // Полис. 2011. № 2.

17. Преснякова Л. А. Структура личностного восприятия власти // Полис. 2000. № 4.

18. Психология политического восприятия в современной России / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.

19. Тарасов Е. Ф. Образ России: методология исследования // Вопросы психолингвистики. 2006. № 4. С. 69 – 73. Режим доступа: it-claim.ru›Projects/ASIS/Tarasov2006.pdf (дата обращения: 10.03.2015).

20. Шестопал Е. Б. Образ и имидж в политическом восприятии: актуальные проблемы исследования // Образы государств, наций и лидеров / под ред. Е. Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008.

21. Юрьев А. И. Состав, структура, функции изменяющегося образа России в мире глобальных изменений // «Северо-Запад России: окно в глобальный мир». Круглый стол: «Образ России: новый контекст». СПб., 14.11.2003. Режим доступа: http://www.yuriev.spb.ru/russia/sostav-struktura-russia (дата обращения: 07.03.2015).

22. Boulding K. National Images and International Systems // Journal of Conflict Resolution. 1959. № 3.

23. Boulding K. The Image: Knowledge in Life and Society. Ann Arbor, MI, 1997.

24. Greenstein F. J. Can Personality and Politics Be Studied Systematically // Political Psychology: Key Readings / ed. by John T. Jost and James Sidanius. New York: Taylor & Francis Books, 2004.

25. Nye J. The Power of Persuasion: Dual components of US leadership // The conversation with J. Nye. Harvard International Review, Winter, 2003.

26. Trowbridge G. On fundamental methods of orientation and «Imaginary maps» // Science. 1913. Vol. 88.


Для цитирования:


Джгамадзе К.Б. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗА СТРАНЫ В МАССОВОМ СОЗНАНИИ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;3(3):40-44. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-40-44

For citation:


Dzhgamadze K.B. THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FEATURES OF STUDYING THE COUNTRY’S IMAGE IN THE MASS CONSCIOUSNESS. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;3(3):40-44. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-40-44

Просмотров: 145


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)