Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-35-39

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируется феномен межличностных отношений в контексте актуальных задач поликультурного образования. Основная цель теоретического исследования – выявить характерные проявления межличностных отношений в образовательной деятельности. Межличностные отношения в деятельности образовательного учреждения рассматриваются в следующих основных проявлениях: отношения как результат образовательной деятельности, отношения как средство обучения и воспитания, отношения между субъектами образовательного процесса, отношения как фактор среды образовательного учреждения. Феноменологически межличностные отношения проявляются в двух основных параметрах: эмпатия и диалогичность. Основные цели поликультурного образования могут быть достигнуты через развитие и оптимизацию межличностных отношений субъектов образовательного процесса.

Об авторе

Д. Н. Долганов
Кемеровский государственный университет; Филиал Кузбасского государственного технического университета в г. Белово
Россия
Долганов Дмитрий Николаевич – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий КемГУ, докторант межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, заведующий лабораторией социологических и социально-психологических исследований филиала КузГТУ в г. Белово


Список литературы

1. Банщикова Т. Н. Диспозиционные детерминанты агрессивных проявлений педагогов // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2013. № 1. Режим доступа: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 05.02.2015).

2. Беликова В. В. Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 74-2. С. 50 – 52.

3. Белова И. Ю. Игра как средство формирования межличностных отношений у дошкольников на занятиях английского языка // Среднее профессиональное образование. 2012. № 1. С. 21 – 22.

4. Бессарабова И. С. Цели, задачи и принципы поликультурного образования в России и США // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 8. С. 97 – 99.

5. Богданова А. И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 113 – 115.

6. Бозина И. Г., Касаткина Н. Э. Факторы, влияющие на социализацию личности старших школьников в условиях образовательного учреждения // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 6. С. 290 – 298.

7. Бозина И. Г., Касаткина Н. Э. Факторы, влияющие на социализацию школьника в образовательной среде гимназии // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 5. С. 266 – 273.

8. Болотин А. Э., Сивак А. Н. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2013. № 5(99). С. 16 – 21.

9. Гуляева И. В. Потенциал интерактивного обучения в становлении полноценных межличностных отношений учащихся среднего профессионального образования // Вестник ЧГПУ. 2014. № 1. С. 84 – 92.

10. Елфимова Н. В. Исследование деформаций межличностного взаимодействия в системе «педагог – учащийся» // Педагогическое образование в России. 2011. № 3. С. 89 – 95.

11. Елфимова Н. В. Причины деформации межличностного взаимодействия в образовательной среде // Фундаментальные исследования. 2012. № 11-6. С. 1368 – 1372.

12. Ершов В. А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 185 c.

13. Ершова И. Г., Холодилова Е. И. Формирование межличностных отношений у детей 6 – 7 лет средствами физического воспитания в процессе воспитательной деятельности // Физическое воспитание студентов творческих специальностей: сб. научн. тр. / под ред. проф. С. С. Ермакова. Харьков: ХГАДИ(ХХПИ), 2007. № 3. С. 67 – 71.

14. Загуменов С. Н. Личностные и социально-психологические детерминанты гендерных различий в системе межличностных отношений: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 26 с.

15. Калашникова В. А. Практико-исследовательский подход в формировании межличностных отношений старших дошкольников в процессе эстетического воспитания (результаты опытно-экспериментального исследования) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 7. С. 114 – 120.

16. Каханович С. В. Основные интерактивные принципы педагогической технологии формирования культуры межличностных отношений у дошкольников в художественно-творческой деятельности // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 4. С. 26 – 30.

17. Каханович С. В. Формирование культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в условиях поликультурного воспитания // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 3(15). С. 14 – 18.

18. Каханович С. В. Формирование основ культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста средствами художественно-творческой деятельности: теоретический и технологический аспекты // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. С. 31 – 44.

19. Кидинов А. В. Психологические аспекты влияния активной жизненной позиции студентов на формирование их межличностных отношений // Вестник Тамбовского университета. (Серия: Гуманитарные науки). Тамбов, 2010. Вып. 1(81). С. 162 – 168.

20. Клепцова Е. Ю. Психологические характеристики гуманных межличностных отношений и проблемы психологической поддержки профессиональной деформации и деструктивного поведения педагогических и управленческих кадров образовательных учреждений // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. (Серия: Педагогика и психология). 2013. № 2(3). С. 144 – 151.

21. Литвинова Г. Г. Поликультурное образование в системе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. Режим доступа: www.scienceeducation.ru/104-6883 (дата обращения: 26.04.2015).

22. Нестеров А. Н. Социализация подростков в условиях межличностных отношений в общеобразовательной школе: дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2005. 193 с.

23. Панарина Т. Г. Социально-психологические основы оптимизации межличностных отношений «учитель – ученик»: дис. ... канд. психол. наук. М., 1996. 126 с.

24. Рассказова О. В. Развитие межличностных отношений как фактор управления субъектами образования в вузе // Известия ЮФУ. (Серия: Технические науки). 2006. № 14. С. 72 – 75.

25. Сергейчик Т. С. Формирование межличностных отношений в студенческом коллективе (на примере технического вуза): дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2004. 196 c.

26. Сергейчик Т. С., Дерябина Н. В. Роль преподавателя в формировании межличностных отношений в студенческом коллективе технического вуза // В мире научных открытий. 2013. № 11.7(47). С. 254 – 258.

27. Сивак А. Н., Андреев Ю. Ю. Технология применения средств физической подготовки и спорта для развития позитивных межличностных отношений у курсантов вузов внутренних войск МВД России // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2012. № 4(86). С. 133 – 136.

28. Суровцова Е. И. Поликультурная образовательная среда как феномен современной духовной жизни общества // Педагогическое образование в России. 2014. № 7. С. 162 – 164.

29. Тельтевская Н. В. Роль межличностного взаимодействия в профессиональной подготовке студентов // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. № 4. С. 95 – 99.

30. Фокина Е. А. Формирование межличностных отношений одаренных детей со сверстниками в гетерохронных коллективах массовой начальной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 24 c.

31. Хазанов П. А. Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе «учитель – ученик»: (на материале индивидуальных занятий художественно-творческой деятельностью): автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2006. 51 с.

32. Хитрова И. В. Педагогическое взаимодействие как средство развития культуры межличностных отношений в образовательном процессе вуза: дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 182 с.


Для цитирования:


Долганов Д.Н. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;3(3):35-39. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-35-39

For citation:


Dolganov D.N. INTERPERSONAL RELATIONS IN THE CONTEXT OF MULTICULTURAL EDUCATION. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;3(3):35-39. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2015-3-35-39

Просмотров: 167


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)