Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

РОЛЬ СТЕРЕОТИПОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ «РОССИЯ» И «РУССКИЙ» В СИТУАЦИИ УЧЕБНОГО ДВУЯЗЫЧИЯ (НА БАЗЕ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА С ЧЕШСКИМИ СТУДЕНТАМИ, ИЗУЧАЮЩИМИ РУССКИЙ ЯЗЫК)

Полный текст:

Аннотация

На базе современного психолингвистического подхода к значению слова как «достоянию индивида» исследуется феномен национально-культурного стереотипа. Цель исследования – проследить влияние стереотипа на формирование значений слов «Россия» и «русский» в чешской языковой среде среди студентов, обучающихся русскому языку. Обработка результатов ассоциативного эксперимента, проведенного на русском и чешских языках, показала, что ядро значения национально специфичных слов в учебной ситуации изучения языка содержит большой процент стереотипных реакций. Количество стереотипных реакций в ядре слова для стимула Россия/Rusko составляет 62 % и 53 %, а для стимула русский/Rus составляет 29 % и 31 %. Сделанные выводы позволяют выявить специфику значения слов «Россия» и «русский» в отдельно взятой языковой общности. Результаты исследования применимы в практике изучения русского и чешского языков как иностранных, преподавании курсов лингвокультурологии и психолингвистики в вузе.

Об авторе

А. А. Шадрина
Омский государственный университет имени Ф. М. Достоевского
Россия
Шадрина Анастасия Алексеевна – аспирантка факультета филологии и медиакоммуникаций


Список литературы

1. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 576 с.

2. Залевская А. А. Введение в психолингвистику: учебник. 2-е изд. испр. и доп. М.: РГГУ, 2007. 560 с.

3. Залевская А. А. Двойная жизнь значения слова. Теоретическое и экспериментальное исследование Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2012. 278 p.

4. Залевская А. А. Значение слова сквозь призму эксперимента: монография. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2011. 239 с.

5. Залевская А. А. Слово. Текст. Избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 542 с.

6. Крушевский Н. В. Очерк науки о языке // Хрестоматия по истории русского языкознания / под ред. Ф. П. Филина. М.: Высшая школа, 1973. С. 417 – 433.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд. М.: Изд-во полит. литературы, 1977. 304 с.

8. Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. С. 465 – 466.

9. Русский ассоциативный словарь. Ассоциативный тезаурус современного русского языка. Режим доступа: http://tesaurus.ru/dict/dict.php

10. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. М., 1962. 504 с.


Для цитирования:


Шадрина А.А. РОЛЬ СТЕРЕОТИПОВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ «РОССИЯ» И «РУССКИЙ» В СИТУАЦИИ УЧЕБНОГО ДВУЯЗЫЧИЯ (НА БАЗЕ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА С ЧЕШСКИМИ СТУДЕНТАМИ, ИЗУЧАЮЩИМИ РУССКИЙ ЯЗЫК). Вестник Кемеровского государственного университета. 2014;(4-2):200-202.

For citation:


Shadrina A.A. THE ROLE OF STEREOTYPES IN THE FORMATION OF THE MEANING OF THE WORDS “RUSSIA” AND “RUSSIAN” IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL BILINGUALISM (BASED ON ASSOCIATIVE EXPERIMENT CARRIED OUT AMONG CZECH STUDENTS STUDYING THE RUSSIAN LANGUAGE). Bulletin of Kemerovo State University. 2014;(4-2):200-202. (In Russ.)

Просмотров: 80


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)