Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

РОЛЬ ЧИСЛОВОЙ СИМВОЛИКИ В ШАМАНСКОЙ КОСМОЛОГИИ И В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ МИРАМИ (на материалах сибирского региона)

https://doi.org/10.21603/2078-8975-2016-1-29-33

Полный текст:

Аннотация

В статье с опорой на этнографические материалы по народам Сибири рассматривается символика, основу которой составляло противопоставление четных и нечетных чисел. Исследование проводится в рамках семиотической методологии, позволяющей выделять дуальные структуры в качестве фундамента той или иной картины мира. Доминирование нечетных чисел в осмыслении мироздания и в шаманской практике позволяет говорить о преобладающем отношении к ним, как к благоприятным, в противовес четным – неблагоприятным (несчастливым). Символика чисел 7 и 9 может служить «строительным материалом» вселенной, характеризующим ее становление и определяющим ее структурные особенности. С помощью этих чисел происходило кодирование информации, включающей в себя характеристики жителей разных миров, а также формировалась своеобразная «сакральная» география, включающая в себя шаманские дороги, речные русла, жилища со множеством дверей и т. д. Кроме того, числа (а также их дихотомия на четные и нечетные) могут рассматриваться как язык духов, посредством которого происходит передача информации в мир людей, а значит как важнейший способ коммуникации между мирами.

Об авторе

Елена Вадимовна Нам
Томский государственный университет
Россия
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории социально-антропологических исследований исторического факультета


Список литературы

1. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – нач. ХХ вв. Новосибирск: Наука, 1975. 199 с.

2. Алексеенко Е. А. Жизнь и смерть в представлениях народов бассейна Енисея // Мифология смерти. Структура, функции и семантика погребального обряда народов Сибири. Этнографические очерки. СПб.: Нау-ка, 2007. С. 30 – 50. Режим доступа: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-025221-9/

3. Алексеенко Е. А. Шаманство у кетов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX – начала ХХ вв). Л.: Наука, 1981. С. 90 – 128.

4. Анохин А. В. СМАЭ. Ф. 11. Оп. 1. № 10.

5. Анохин А. В. СМАЭ. Ф. 11. Оп. 1. № 23.

6. Анучин В. И. Очерк шаманства у енисейских остяков // СМАЭ. Т II. 2. СПб.: Типография императорской академии наук, 1914. 90 с.

7. Богораз В. Г. Чукчи. Религия. Ленинград: Издательство Главсевморпути, 1939. 195 с.

8. Бутанаев В. Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан: Изд-во Хакасского государственного уни-верситета им. Н. Ф. Катанова, 2006. 254 с.

9. Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII – нач. ХХ вв.). Л.: Наука, 1969. 304 с.

10. Головнев А. В. Числовые символы хантов (от 1 до 7) // Народы Сибири: история и культура (Серия: Этнография Сибири). Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 1997. С. 82 – 89.

11. Грачева Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX – XX вв.). Л.: Наука, 1983. 174 с.

12. Иванов Вяч. Вс. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Сов. радио, 1978. 184 с.

13. Кулемзин В. М. Шаманство васюгано-ваховских хантов (конец XIX – начало ХХ вв.) // Из истории ша-манства. Томск: Изд-во Томского университета, 1976. С. 3 – 155.

14. Линденау Я. И. Описание народов Сибири (первая пол. XVIII в.). Историко-этнографические материа-лы о народах Сибири и Северо-Востока. Магадан: Кн. Изд-во, 1983. 176 с.

15. Мифология манси. Новосибирск: Издательство Института археологии и этнографии СО РАН, 2001. 196 с.

16. Мифология селькупов. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. 382 с.

17. Попов А. А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л: Наука, 1984. 152 с.

18. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 321 с.

19. Радлов В. В. Из Сибири: страницы дневника. М.: Наука, 1989. 749 с.

20. Симченко Ю. Б. Традиционные верования нганасан. Ч. 1. М.: ГЕО-ТЭК, 1996. С. 216.

21. Топоров В. Н. К вопросу об универсальных знаковых комплексах. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 11 – 24.

22. Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов. Мировое дерево: универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2010. С. 52 – 82.

23. Хомич Л. В. Шаманы у ненцев // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам 2-й половины XIX – начала XX вв.). Л.: Наука, 1981. С. 5 – 41.


Для цитирования:


Нам Е.В. РОЛЬ ЧИСЛОВОЙ СИМВОЛИКИ В ШАМАНСКОЙ КОСМОЛОГИИ И В ПРОЦЕССЕ КОММУНИКАЦИИ МЕЖДУ МИРАМИ (на материалах сибирского региона). Вестник Кемеровского государственного университета. 2016;(1):29-33. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2016-1-29-33

For citation:


Nam E.V. NUMERIC SYMBOLS IN SHAMANIC COSMOLOGY AND IN COMMUNICATION BETWEEN THE WORLDS (the case of Siberia). Bulletin of Kemerovo State University. 2016;(1):29-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2078-8975-2016-1-29-33

Просмотров: 116


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2078-8975 (Print)
ISSN 2078-8983 (Online)