ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности поликультурной среды, в которой происходит адаптация студентов первого курса лингвистического вуза. Приводятся результаты собственного исследования межнациональных отношений, проводимого в течение четырех лет, оценки студентами контактов с представителями других национальностей, подходов к определению понятия «толерантность». Определяется значение личностноцентрированного подхода к сопровождению студентов на этапе адаптации к обучению в вузе, позволяющего актуализировать способность к успешному общению. Поликультурная среда при этом выступает условием развития отношения к себе и другим людям, имеющим с нами различия. Для повышения эффективности адаптации использовалась групповая фасилитация, осуществляемая в группах встречи. Сопровождение студентов, основанное на личностно-центрированном подходе, позволяет развивать ценностное отношение к себе и к другим людям, что способствует адаптации в поликультурной среде вуза и города.
Об авторе
О. А. МолоковаРоссия
Молокова Ольга Александровна – кандидат биологических наук, доцент кафедры конфликтологии и безопасности жизнедеятельности
Список литературы
1. Бедерханова В. П., Бондарев П. Б. Гуманизация социальной и педагогической реальности: проблемы и опыт // Образование личности. 2012. № 2. С. 64 – 72.
2. Выготский Л. С. Основы педологии: Стенограммы лекций / Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
3. Декларация принципов толерантности: утв. Резолюцией S.16 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Режим доступа: http://www.tolerance.ru/toler-deklaraciya.php (дата обращения: 10.04.2015).
4. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. 208 с.
5. Карнышев А. Д. Проблемы теории и практики межнациональных отношений (этнопсихологические аспекты) // Психолого-экономические и этнокультурные ресурсы улучшения межнациональных отношений в российских регионах: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. А. Д. Карнышев. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. 537 с.
6. Колпачников В. В. Человекоцентрированный подход к пониманию толерантности: напряженное терпение или безусловное позитивное уважение // Психолого-экономические и этнокультурные ресурсы улучшения межнациональных отношений в российских регионах: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. А. Д. Карнышев. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. 537 с.
7. Косогова А. С., Дьякова М. Б. Поликультурная среда в многонациональной школе как условие успешной адаптации выпускников // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 3.
8. Мириманова М. С. Толерантность как феномен индивидуальный и социальный: монография. М.: Прометей, 2004. 253 с.
9. Молокова О. А., Погодаева М. В. Подготовка студентов направления «Педагогическое образование» к сопровождению социализации обучающихся на разных ступенях образования // Преподаватель ХХI века. 2014. № 3. С. 133 – 144.
10. Синякова М. Г. Педагог в поликультурной образовательной среде: субъектно-средовой подход: монография. М.: МГОУ, 2011. 170 с.
11. Фалунина Е. В. Приоритетные функции поликультурного образования России // Проблемы социальноэкономического развития Сибири. 2011. № 3. С. 101 – 105.
Для цитирования:
Молокова О.А. ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ АКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ. Вестник Кемеровского государственного университета. 2015;(3-3):14-18.
For citation:
Molokova O.A. POLYCULTURAL ENVIRONMENT AS THE CONDITION OF ACTUALIZATION OF FIRST-YEAR STUDENTS’ PERSONAL RESOURCES AT THE STAGE OF ADAPTATION TO STUDYING. Bulletin of Kemerovo State University. 2015;(3-3):14-18. (In Russ.)