Preview

Вестник Кемеровского государственного университета

Расширенный поиск

Вестник Кемеровского государственного университета – национальный научный рецензируемый журнал. Цель деятельности – освещение, сохранение и распространение результатов новейших научных исследований в области истории, археологии, психологии и языкознания. Задачи: интегрирование основных тенденций и достижений современных научных исследований, установление и укрепление научных связей между учеными из разных регионов России и других стран.

Междисциплинарность издания раскрывается в оригинальных и обзорных статьях, рецензиях, посвященных толерантности, идентичности, межкультурной коммуникации в современности и ретроспективе, поликультурному образовательному пространству, истории языка, билингвизму, психолингвистике, национальным, этническим и этнокультурным вопросам (национальной политике, определению себя в рамках нации, национальным языкам).

В статьях, выполненных по направлениям археологии и истории, акцент ставится на археологических памятниках Сибири и государств Центральной и Восточной Азии, охране культурного наследия, характеристике коллекций материальной культуры различных эпох, региональной истории Кузбасса, торгово-экономических отношений в Западной и Восточной Сибири и прилегающих территориях (Дальний Восток, Китай, Монголия, Казахстан), истории государственных органов управления и религиозных организаций. Ценность представляют редкие источники, печатные СМИ и архивные материалы, которые часто вводятся в научный оборот впервые. Также публикуются частные вопросы историографии, музееведения, всеобщей и отечественной истории.

На страницах журнала получают отражение разработки по таким актуальным лингвистическим направлениям, как концептосфера, языковая картина мира, лингвокультурология, когнитивная лингвистика, региональная лингвистика, юридический дискурс, медиакоммуникация, рекламный дискурс, лингвоконфликтология, лингвоперсонология, идиостиль, естественная письменная речь, сравнительное языкознание, терминообразование, переводоведческие стратегии, ассоциативный эксперимент. Отдельного упоминания заслуживает изучение языков коренных народов России, в частности, телеутского, хакасского, башкирского, удмуртского, эвенского и др.

В разделе психологии освещаются эмпирические и теоретические исследования с выдвижением на первый план тематики сложившейся в Сибири научной школы «Ценностно-смысловая сфера личности и социальных общностей». Данная проблематика раскрывается через операционализацию личностных и социальных ценностей, личностных смыслов и смысложизненных ориентаций, адаптационных и идентификационных процессов самоосуществления человека, Я-концепции, образа Я, образа мира и их хронотопические характеристики, параметры когнитивной и эмоциональной сфер личности. Интеграция рассматриваемых феноменов в контексте различных направлений отражает тенденции современной научной парадигмы в области социальной психологии, психологии личности, педагогической психологии, возрастной психологии, медицинской психологии, психологии труда, психодиагностики.

Читателями журнала являются исследователи, преподаватели вузов, колледжей и школ, обучающиеся вузов по профильным направлениям.

Журнал входит в «Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук» Высшей аттестационной комиссии по следующим группам специальностей:

      • 07.00.00 – Исторические науки и археология
        • 07.00.02 – Отечественная история
        • 07.00.03 – Всеобщая история (соответствующего периода)
        • 07.00.06 – Археология
        • 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования
      • 10.02.00 – Языкознание
        • 10.02.01 – Русский язык
        • 10.02.04 – Германские языки
        • 10.02.19 – Теория языка
        • 10.02.20 – Сравнительно-историческое типологическое и сопоставительное языкознание
      • 19.00.00 – Психологические науки
        • 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии
        • 19.00.05 – Социальная психология
        • 19.00.07 – Педагогическая психология

Научные статьи, оформленные по требованиям журнала, проходят двойное слепое рецензирование (Double-blind review). В качестве рецензентов привлекаются как члены редакционной коллегии журнала, так и другие высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие глубокими профессиональными знаниями и опытом работы по конкретному научному направлению и имеющие опыт публикационной деятельности по тематике рецензируемых статей не менее трех лет. Рецензирование статей осуществляется в соответствии с принципами публикационной этики журнала и политикой Комитета по этике научных публикаций (Committee on Publication Ethics – COPE).

Редакция журнала при рассмотрении статьи производит проверку материала с помощью систем Антиплагиат и Crossref Similarity Check. В случае обнаружения многочисленных заимствований редакция действует в соответствии с рекомендациями COPE и публикационной этикой журнала. Кемеровский государственный университет является членом Ассоциации научных редакторов и издателей (АНРИ) и поддерживает Декларацию АНРИ «Этические принципы научных публикаций».

Журнал предоставляет открытый доступ к своему контенту и придерживается принципа: открытый доступ к результатам исследований способствует увеличению обмена знаниями и прогрессу науки. Наша политика соответствует Будапештской инициативе открытого доступа (BOAI). Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Редакция не взимает плату с авторов за редактирование, рецензирование и печать, а также за размещение статей в открытом доступе, содержание сайта и электронное депонирование. Журнал издается за счет средств Кемеровского государственного университета. 

Журнал включен в базы данных:  EBSCO, ErichPlusDOAJScilit, Ulrich's Periodicals Directory, Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Полнотекстовая версия журнала представлена на сайте издания, платформах научных электронных библиотек eLIBRARY.RU и CyberLeninka.

Каждый выпуск журнала обязательно рассылается в федеральный орган исполнительной власти в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, Российскую книжную палату, а также в другие ведущие библиотеки, образовательные и научные учреждения Российской Федерации.

Свидетельство о регистрации СМИ – ПИ ФС 77-67989. Международные стандартные серийные номера журнала (ISSN) – 2078-8975 (print), 2078-8983 (online).

Текущий выпуск

Том 23, № 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

История и археология 

855-864 53
Аннотация

С наступлением земледельческой революции и переходом человека к оседлой жизни его интеллектуальные способности получили стимул к развитию, что нашло отражение в использовании новых материалов. Наиболее важным из них является керамика, на которой человек сумел запечатлеть свои идеи в символической форме. Данная статья представляет примеры искусства древности, в частности изображений животных и людей. Приводится описание рисунков на ряде керамических сосудов, обнаруженных на археологических памятниках халафской культуры в Сирии, и предлагается трактовка их значений. Цель – изучить отдельные изображения на керамических сосудах и дать объяснение каждой из рассматриваемых фигур. Материалами исследования послужили керамические сосуды с рисунками, обнаруженные на археологических памятниках халафской культуры в Сирии. Для изучения изображений на керамических сосудах были применены дескриптивный и аналитический методы исследования. Сделан вывод, что древний человек рисовал животных на используемых в быту керамических сосудах из благоговения или страха перед ними. В конечном счете подобные сюжеты свидетельствуют о взаимодействии между людьми и животными, а также об их тесной связи с окружающей природой – основным источником продолжения жизни.

865-875 51
Аннотация

В статье рассматривается научно-исследовательская деятельность выдающегося ученого-востоковеда Александра Александровича Семенова (1873–1959 гг.) в составе Туркестанского комитета по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы (Туркомстарис, 1921–1925) и Средне-Азиатского Комитета по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы (Средазкомстарис, 1925–1928). Приводятся данные из научных статей А. А. Семенова, опубликованных в 1926 и 1928 г., в первом и третьем выпусках «Известий СреднеАзиатского Комитета по делам музеев и охраны памятников старины, искусства и природы», изданных по итогам археологических экспедиций. В работе имеются ценные сведения и факты из статей профессора А. М. Миронова и председателя Средазкомстариса Д. И. Нечкина, в которых излагается история создания комитетов. Отмечены заслуги замечательных преподавателей Лазаревского института В. Ф. Миллера (русский ученый), Н. Н. Харузина (российский этнограф, историк и археолог, последователь эволюционной школы), Ф. Е. Корша (русский филолог-классик, славист, востоковед, стиховед, поэт-переводчик), М. О. Аттая (российский лингвист-востоковед), которые оказали влияние на становление А. А. Семенова как ученого. Приведены факты, свидетельствующие о влиянии В. В. Бартольда (российский и советский востоковед) на формирование научного мировоззрения А. А. Семенова. Определен вклад А. А. Семенова в развитие и становление советского востоковедения, а также в мировую науку.

876-883 39
Аннотация

Проведен исторический анализ состава поступающих в Тайгинский техникум железнодорожного транспорта за 1943–1991 гг. Важнейшим элементом методологии стали факторный, или причинно-следственный, структурносистемный и исторический подходы к анализу социальной группы. Тайгинский техникум железнодорожного транспорта (ныне – Тайгинский институт железнодорожного транспорта – филиал Омского государственного университета путей сообщения) – одно из учебных заведений почти с 80-летней историей. Уже более 30 лет он является одним из ведущих учебных учреждений своей отрасли в стране. Для достижения поставленной цели были рассмотрены этапы изменений источников пополнения состава обучаемых, а также методы формирования контингента. Они рассматривались в связи с развитием страны, с практикой образовательной политики, с ориентацией на объяснение исторической ограниченности системы. Выявленные характеристики позволили уточнить логику развития конкретного учреждения, анализируя изменение форм и методов комплектования. Главной линией здесь видится введение новых форм и эволюция методов набора от мобилизационного к добровольным, от платно-бесплатного к бесплатному, от разновозрастного к более близкому по возрасту. В этом плане формы комплектования выступают как частные проявления методов, среди них – станции юных техников, участие в смотрах-конкурсах моделей устройств до уровня выставок достижений народного хозяйства, укрепление учебно-материальной базы техникума и пропаганда профессий и специальностей железнодорожников через выпускников и др. Важными агитаторами за поступление в Тайгинский техникум железнодорожного транспорта были хорошие условия работы и ее достойная оплата.

884-896 48
Аннотация

На основе впервые введенных в научный оборот материалов личного архива подполковника милиции
А. Н. Овчинникова, документов архивов Главных управлений Министерства внутренних дел России по Алтайскому краю и по Новосибирской области в рамках новой биографической истории реконструирован начальный этап профессиональной деятельности А. Н. Овчинникова в контексте истории советской милиции Западной Сибири. Дана характеристика особенностей его профессиональной деятельности и личного участия в процессе становления и развития органов внутренних дел на территории современных Алтайского края и Кузбасса. Начало службы в милиции А. Н. Овчинникова совпало с кардинальным реформированием советской милиции, ее подчинением Объединенному государственному политическому управлению ОГПУ, военизацией, восстановлением политорганов, что являлось важной составляющей курса на создание командно-административной системы, проведение коллективизации и индустриализации. Подтверждено, что в это время сотрудники милиции оценивались не только по профессиональным качествам, определяющую роль играла партийно-комсомольская принадлежность (в первую очередь для начальствующего состава), политическая позиция и уровень образования. Источники позволили уточнить детали, выявить личную позицию участника процесса формирования и развития органов милиции в 1930–1940-е гг. Несмотря на постоянные кадровые проблемы, низкий уровень образования, на этом этапе удалось с помощью партийно-комсомольских призывов переломить ситуацию – повысить дисциплину и образовательный уровень, укрепить морально-нравственные качества и политическую сознательность сотрудников милиции, что напрямую отразилось на повышении эффективности борьбы с преступностью и охране общественного порядка. Сделан вывод о необходимости дальнейшей персонализации истории путем изучения жизнедеятельности руководителей и простых сотрудников, их роли в укреплении милиции с использованием потенциала личных и семейных архивов.

897-910 38
Аннотация

В научный оборот вводятся коллекции находок материальной культуры доисторического периода, полученные на стоянках Карасор-5, Карасор-6, Карасор-7 в ходе стационарного исследования группы памятников Карасор за время полевого сезона 1998 г. На обозначенных стоянках находки были собраны с поверхности песчаного выдува по причине разрушенного культурного слоя. Они представлены каменными изделиями, фрагментами керамики, керамическим изделием и бронзовым наконечником. Дана описательная характеристика керамики и других предметов, а каменный инвентарь был исследован с помощью технико-типологического метода. Основными параметрами технико-типологического анализа являются продукты первичного расщепления, морфологические параметры пластин, размеры пластин и орудий на пластинах, процентное соотношение заготовок и орудий из пластин и отщепов, приемы вторичной обработки, типологический состав орудийного набора. Как самостоятельный показатель учитывается характер используемого сырья. Фрагменты керамики, бронзовый наконечник и керамическое изделие на стоянках, по нашему мнению, отложились в эпоху бронзы и раннего железного века. Технико-типологический анализ позволил сделать выводы по вопросу определения временной и культурной принадлежности каменного инвентаря на исследованных памятниках. Каменная индустрия данных стоянок входит в группу мезолитических памятников Тургайского прогиба, прослеживается близкое сходство с материалами мезолитических памятников Южного и Среднего Зауралья, а также лесостепной части Тоболо-Иртышского междуречья. На рассмотренных стоянках материалы укладываются во временной диапазон от мезолита до раннего железного века.

911-919 69
Аннотация

Статья посвящена результатам работы Особой тройки Красноярского края, выполнявшей репрессивные функции по «национальным» операциям на этапе свертывания Большого террора осенью 1938 г. Основное внимание уделено численности осужденных этой внесудебной инстанцией. Работа построена на делопроизводственных документах НКВД, в том числе на решениях Особой тройки Красноярского края. Анализ протоколов Особой тройки и архивно-следственных дел показал, что в регионе осенью 1938 г. по «национальным» операциям прошло 1894 человека, в том числе к высшей мере наказания было приговорено 1690 человек, однако на деле менее 1 % расстрельных приговоров, утвержденных региональной внесудебной инстанцией, были приведены в исполнение. Такая ситуация была характерна не только для Красноярского края, но и для других регионов СССР. Сделан вывод, что одной из причин «милосердия» стал приказ НКВД СССР № 00762 от 26 ноября 1938 г., предписывающий прекратить преследования по карательным акциям Большого террора, а нерассмотренные дела рекомендовал передавать в суды. Осужденные в последний день массовых репрессий попадали под освобождение, органам НКВД запрещалось приводить в исполнение приговоры, утвержденные Особыми тройками после 15 ноября 1938 г. Последующее разъяснение наркома внутренних дел Л. П. Берии от 22 декабря 1938 г. обязывало чекистов считать утратившими силу все расстрельные приговоры внесудебных инстанций, не приведенные в исполнение до 17 ноября.

920-928 53
Аннотация

В статье поднимается проблема активизации протестных настроений спецпоселенцев Томской области в первые месяцы после получения ими известия о болезни и последующей смерти И. В. Сталина (март-апрель 1953 г.). Исследование базируется на спецсообщениях Управления МГБ по Томской области, зафиксировавших различные формы «антисоветского» поведения депортантов. Их анализ показывает степень адаптивности спецпоселенцев к требованиям власти и позволяет оценить их способность придерживаться установленных политических ритуалов по имитации своей лояльности к системе, даже в тех ситуациях, когда позиции режима явно ослабли. Посредством анализа санкций, наложенных на спецпоселенцев, дается характеристика поведения работников местных карательных структур в условиях практически полного отсутствия инструкций. Исследование завершается выводом, что «антисоветское» поведение депортантов являлось не столько целенаправленным протестом, сколько иррациональной реакцией отдельных депортантов на экстраординарное событие. Реакция сотрудников регионального отделения МГБ на подобные действия соответствовала не новому курсу советской политики, а сформированным на протяжении сталинской эпохи поведенческим шаблонам, согласно которым нарушители выявлялись, а затем жестко и показательно наказывались.

Психология 

929-938 54
Аннотация

Высшее образование не ограничивается передачей профессиональных знаний и умений, а предполагает дальнейшее развитие личности, в первую очередь ее самосознания. В результате расширения компетенций, углубления процессов самосознания, освоения новых видов деятельности, формирования профессиональных ценностей изменяется Я-концепция студентов. На основе методологии системного и конструктивистского подходов мы рассматриваем Я-концепцию как систему идентичностей, которые складываются и изменяются в процессе жизнедеятельности личности, на основе осознания тождественности с какими-либо объектами психической реальности. За время обучения в вузе трансформируется структура Я-концепции студентов, изменяется общее состояние системы идентичности и отношение к ее отдельным видам. Представленные в статье результаты эмпирического исследования динамики системы идентичности студентов наглядно демонстрируют, что на выпускных курсах большее значение приобретает идентификация с семьей, близким социальным окружением, а также идентичность, связанная с внешней презентацией и оценкой личности. Более позитивно оценивается этническая идентичность и идентичность с будущими семейными ролями. Эти изменения происходят на фоне общего снижения устойчивости, автономности системы. В результате Я-концепция становится более зависимой, диффузной. Те же тенденции проявляются и в показателях динамики профессиональной идентичности. Более близкое знакомство со спецификой будущей профессии приводит к осознанию ее ограничений, образ профессии становится более неоднозначным, а отношение к ней меняется. Все эти изменения приводят к проявлению у части выпускников кризиса идентичности, переживание которого может быть достаточно сложным для личности.

939-947 50
Аннотация

Работа направлена на выяснение готовности молодежи к дистанционным формам обучения для повышения цифровых компетенций. Представлены материалы эмпирического исследования, проведенного в октябре 2020 г. В анкетировании приняли участие 807 учащихся школ и вузов Нижнего Новгорода в возрасте от 14 до 24 лет (М=18, SD=2,22), из них 62,6 % – девушки, 37,4 % – юноши. Шесть фокусированных интервью с некоторыми участниками исследования позволили уточнить результаты анкетирования (63 студента в возрасте 17–24 лет: М=18, SD=1,83, из них 65 % – девушки, 35 % – юноши). Исследование показало, что готовность молодежи к дистанционному обучению связана с осознанием изменений, которые внесли цифровые технологии в жизнь в период пандемии, и уровнем развития цифровых компетенций. Всего было выделено четыре типа молодежи, по-разному относящихся к использованию дистанционных курсов в образовательном процессе. Выявлено, что осознание влияния цифровизации на разные сферы жизнедеятельности является мощным мотиватором к использованию дистанционных форм с целью развития цифровых компетенций. Обозначены такие сдерживающие факторы, препятствующие психологической готовности молодежи к обучению, как эмоционально-волевая незрелость, ориентация на гедонистические ценности, самоуверенность в собственной цифровой компетентности, неверие в способность дистанционного образования способствовать профессиональному и карьерному росту.

948-957 46
Аннотация

Представлены результаты исследования психосемантического базиса системы межличностных отношений, структурно отраженной в трех уровнях: психосемантический базис содержит имплицитные модели межличностных отношений; регулятивный уровень осуществляет регуляцию межличностных отношений в различных контекстах; поведенческий уровень проявляется в форме непосредственного межличностного поведения. Исследование психосемантического базиса осуществляется с использованием метода семантического дифференциала. На практике семантический дифференциал оказывается чувствителен к различного рода неоднородности испытуемых, что проявляется в невозможности выявления факторной структуры. Цель работы – исследовать возможность реконструкции психосемантического базиса системы межличностных отношений через конвертацию семантического дифференциала в факторные личностные системы посредством системы ТЕЗАЛ. Словарный профиль семантического дифференциала конвертирован в личностный профиль 16PF. Проведена статистическая обработка и сравнительный анализ данных семантического дифференциала и конвертированных данных. Показано, что операционализация психосемантического базиса в языке личностных черт позволяет выделить обобщенную структуру восприятия в системе межличностных отношений. Выявлено два двухполюсных фактора: социальная самоорганизация (отражает степень структурированности или упорядоченности социальной активности и поведения) и успешность социального взаимодействия (отражает гибкость, активность и инициативность социального поведения). Регрессионный анализ элементов психосемантического базиса позволил выявить более сложную и разветвленную систему связей – в процессе восприятия межличностных отношений происходит опосредование через ролевой образ матери и друга. Таким образом, конвертирование исходных данных позволяет более развернуто реконструировать психосемантический базис системы межличностных отношений.

958-975 54
Аннотация

Сущностные преобразования жизненной среды, вызванные ускоряющимися темпами информатизации и виртуализации общества, неизбежно приводят к качественным изменениям в ценностных ориентациях, в принятии социокультуры и традиций своей страны подрастающим поколением граждан. Целью исследования стало проведение мета-анализа характера изменений в ценностном самоопределении российского студенчества на различных этапах информатизации общества. Мета-анализ был осуществлен в несколько этапов, в ходе которых проводился поиск источников, оценка их уместности на основе критериев включения и исключения, качественный и количественный анализ отобранных данных исследования. В результате отбора публикаций в выборку мета-аналитического исследования вошло 90 публикаций, включая 53 исследования, выполненные на выборках российских студентов. По результатам частотного и сравнительного анализа данных исследований ценностей на различных этапах информатизации общества были определены основные тенденции трансформации ценностного самоопределения российского студенчества, сходства и различия в этом процессе сравнительно с характером трансформации ценностей студентов других стран. Исследование показало, что ключевым трендом в трансформации ценностного самоопределения становится переход от индивидуалистских ценностей к коллективным, большая ориентация на консервативные ценности.

976-984 44
Аннотация

Анализируются существующие эмпирические исследования различных аспектов биоэтического сознания. Отмечается недостаток комплексного исследования биоэтического сознания различных групп населения. Для решения данной проблемы было проведено специальное эмпирическое исследование, посвященное оценке сформированности компонентов биоэтического сознания у студентов. Исследование является частью проекта, нацеленного на восполнение дефицита научных знаний по проблеме биоэтики и биоэтического сознания, изучение актуального уровня развития и формирование более углубленного, структурированного, развернутого биоэтического сознания. Цель – выявить общие тенденции, закономерности, структурно-содержательные компоненты биоэтического сознания, а также оценить уровень сформированности биоэтического сознания у студентов. В исследовании приняли участие 155 студентов Пермского государственного национального исследовательского университета. Для диагностики показателей сформированности биоэтического сознания студентов была использована анкета, созданная на основании работ Ю. А. Евельсон и О. В. Евусяк и адаптированная для исследования широкой студенческой аудитории. Определены структурные компоненты биоэтического сознания: содержательно-когнитивный, мотивационно-коммуникативный и рефлексивно-деятельностный. Выявлен средне-низкий уровень развития компонентов биоэтического сознания у студентов, что является отправной точкой для дальнейшего исследования и создания программы формирования более глубокого, содержательно наполненного биоэтического сознания.

985-994 54
Аннотация

Идентичность личности рассматривается в качестве структурно-динамической системы, последовательно формирующейся по мере расширения и освоения субъективного жизненного пространства. На этапе профессионального обучения интегрирующую роль в этой системе закономерно приобретает профессиональная идентичность. Пространством становления основ профессиональной идентичности является образовательная среда вуза или колледжа, расширяющаяся сегодня за счет цифровизации и освоения сетевого пространства. Цель – выявить особенности становления профессиональной идентичности учащихся в условиях цифровизации образовательной среды и определить пути психолого-педагогической оптимизации данного процесса. Исследование представляет собой теоретический анализ рассматриваемой проблемы и основывается на общих положениях культурно-исторической психологии, а также на методологии средового подхода в образовании. Результаты показали: новое образовательное пространство характеризуется дефицитом межличностного взаимодействия, что затрудняет вхождение в профессиональное сообщество и идентификацию с его членами. В то же время интерактивность цифровой образовательной среды создает возможности для оптимизации процесса становления профессиональной идентичности путем организации специального медиапространства, включающего различные информационно-коммуникационные площадки и позволяющего задействовать психолого-педагогические технологии осознания и принятия ценностей и смыслов будущей профессиональной деятельности в процессе опосредованного взаимодействия между обучающимися и преподавателями, другими студентами и представителями избранной профессии.

995-1004 48
Аннотация

В XXI в. стратегией первостепенной важности для многих университетов стала ориентация на интернационализацию своей деятельности. Количество иностранных студентов, как правило, является одним из показателей успешности вуза на мировом рынке образовательных услуг. Успешность обучения иностранных студентов зависит от социокультурной адаптации в стране пребывания. Россия по традициям и культуре представляет собой особую евразийскую цивилизацию, вследствие чего иностранному студенту адаптироваться к новой культуре довольно сложно. Чаще всего приспособление к новой социокультурной среде достигается за счет изменений в стереотипах и способах поведения, при этом остается внутреннее отчуждение от социальной среды. Успешность процесса адаптации иностранных студентов обеспечивает адекватное взаимодействие иностранных студентов с социокультурной и интеллектуальной средой вуза, психоэмоциональную стабильность, формирование новых качеств личности и социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций будущей профессии. На фоне существующих исследований проблемы адаптации иностранных студентов к настоящему времени все очевиднее обозначаются противоречия между количеством эмпирических данных об адаптации иностранных студентов и отсутствием работ, направленных на изучение особенностей прогнозирования трудных ситуаций у иностранных студентов, связанных с адаптацией в вузе, и возможных способов их преодоления, и отсутствием работ, нацеленных на выявление копинг-стратегий и факторов успешной адаптации иностранных студентов в связи с принадлежностью к культуре. Целью представленного исследования является выявление особенностей адаптации (факторов, копинг-стратегий и антиципационной состоятельности) студентов из Индии, Китая и арабских стран в связи с принадлежностью к той или иной культуре. Исследование основано на данных, полученных на выборке студентов первого, второго и третьего курсов обучения из Индии (73 респондента), Китая (45 респондентов), арабских стран (64 респондента). Фактор владения русским языком наиболее выражен у студентов из Индии и Китая по сравнению со студентами из арабских стран. Также для студентов из Китая, Индии и арабских стран типично поддерживать отношения, участвовать в академической деятельности, иметь хобби и интересы, общаться с другими студентами. Просоциальная копинг-стратегия является доминирующей для арабских, индийских и китайских студентов, независимо от культуры их происхождения. Данный факт свидетельствует об универсальности этой стратегии. Представителям полихронной культуры (студентам из арабских стран и Индии) не свойственна временная антиципационная состоятельность, причем арабские студенты имеют самое низкое значение по данному параметру. Китайские студенты отличаются от представителей полиактивной культуры (арабских студентов) и реактивно-полиактивной культуры (индийских студентов) тем, что с трудом могут предсказать, как будет действовать тот или иной человек в определенной ситуации. У студентов из Китая в меньшей степени по сравнению с другими иностранными студентам развита личностно-ситуативная антиципационная состоятельность. Полученные данные могут лечь в основу разработки сопровождающих программ адаптации для студентов, принадлежащих к разным культурам. При разработке программ адаптации нужно учитывать, что студенты из арабских стран и Индии (в отличие от китайских студентов) легче адаптируются к учебному процессу непосредственно через коммуникацию, им следует чаще давать групповые задания, включать интерактивные формы занятий, по крайней мере на первых этапах обучения. При этом они неэффективно распределяют время, в отличие от китайских студентов. Это та группа студентов, которым нужно четко обозначать дедлайны, предупреждать о текущих контролях, а им самим необходимо уделять особое внимание тайм-менеджменту. Студентам из полихронной и полиактивной культуры (студенты из Марокко, Сирии) крайне сложно прогнозировать трудные ситуации, связанные со временем, соответственно, сделав на этом акцент, можно ускорить их адаптацию к учебному процессу. Китайским студентам как представителям высококонтекстуальной и реактивной культуры труднее всего прогнозировать ситуации, связанные с общением. Именно этот элемент антиципационной состоятельности требует особого внимания при разработке программ адаптации к учебному процессу в инокультурной среде.

1005-1015 49
Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на выявление личностных детерминант успешности / неуспешности адаптации первокурсников к образовательной среде медицинского университета. Проведенный факторный анализ позволил выделить шесть личностных факторов, охватывающих 74,7 % первичных признаков, включенных в статистическую процедуру (качества личности опросника Р. Кеттелла и компоненты самоотношения опросника МИС С. Р. Пантелеева). Распределение испытуемых с разным уровнем адаптации (высокоадаптированные, среднеадаптированные и низкоадаптированные) по зонам положительных или отрицательных значений фактора послужило основанием для дифференциации выявленных детерминант на две группы: факторы успешности адаптации (эмоциональная зрелость и положительное отношение к себе и к жизни; готовность к изменению на основе оценки и принятия своего Я; ориентация на социальное одобрение, социальная активность и значимость общения, интеллект и умственные способности) и факторы нарушений адаптации (консервативные установки и осторожность при выраженной потребности в симпатии окружающих, идеалистичное мировосприятие и внутренние иллюзии). Наряду с этим, на основе анализа структуры факторов и их доли в общей факторной матрице констатируется ведущая детерминирующая роль эмоционально-волевых качеств личности будущих врачей, недостаточная представленность компонентов самоотношения и неоднозначное влияние интеллектуальных качеств на процесс и результат адаптации. По нашему мнению, полученные данные отражают как общие научные представления о феномене адаптации (роль эмоций и эмоциональная «окрашенность» начального этапа обучения в высшей школе), так и особенности личностного развития респондентов на данном этапе онтогенеза (незавершенность становления самоотношения как рефлексии своей системы отношений с окружающим миром). Результаты исследования могут использоваться в вузах в рамках программы психологического сопровождения, профилактики и коррекции личностных факторов нарушений адаптации у студентов-первокурсников медицинского университета.

Языкознание 

1016-1023 55
Аннотация

Цель – рассмотреть основные высмеиваемые характеристики антиценностного концепта трусость в англосаксонской лингвокультуре. Актуальность исследования предопределена тем, что в рамках комического дискурса не проводилось исследования концепта трусость, хотя данный концепт является одной из главных антиценностей современной англосаксонской лингвокультуры. Для реализации поставленной цели определяются и анализируются основные высмеиваемые характеристики антиценностного концепта трусость. В качестве основного метода применяется когнитивный анализ концептов, также используется аксиологический подход для построения концептосферы комического. В основу анализа вошли 50 выпусков стендап-комедий и 500 эпизодов различных ситкомов. Определяются основные признаки антиценностного концепта трусость. К ключевым признакам относятся страх, уровень опасности и важность преодоления опасности. Выделяются основные высмеиваемые характеристики антиценностного концепта трусость (различные аморальные поступки, бегство от опасностей, бездействие, потеря контроля над телом и неразумное поведение) и основные причины трусости (боязнь быть убитым, боязнь получения серьезных физических повреждений, боязнь потенциального социального неодобрения). Так как концепт трусость является важной составляющей гендерного комического, проведен анализ реализации данных характеристик в гендерном аспекте. В гендерном комическом трусость является характеристикой мужчин. Гендерное комическое преимущественно основано на разрушении стереотипа мужчина сильнее / храбрее женщины.

1024-1031 47
Аннотация

Выявляются и описываются важнейшие тенденции современной письменной коммуникации. Обосновывается положение о том, что в существенной мере эти тенденции обусловлены конкуренцией двух важнейших коммуникативных кодов, используемых человечеством в течение ряда тысячелетий и веков: акустико-аудиального и мануально-визуального. Анализируются причины и следствия данной конкуренции в ее семиотическом, когнитивном и техническом аспектах. Аргументирована необходимость адаптации российского образования к современным тенденциям письменной речи, которые ярко обнаруживают себя в виртуальной коммуникации. Доказывается, что успешная адаптация предполагает предварительное научное изучение данных тенденций, а тенденция к целостно-системному представлению коммуникативного содержания, тесно увязанная с усилением визуального канала передачи информации, получает новые импульсы в современной письменной коммуникации. Школьные курсы русского языка отстают от них, так как сформированы поэлементными стратегиями. Холистические возможности визуально-письменного канала с помощью визуальноклиповых единиц более сильные, чем фоно-аудиально-письменного канала. В связи с этим автор обосновывает тезис о том, что конкуренция названных форм письма ведет не к вытеснению «слабого противочлена», а к перераспределению функций на основе преимуществ каждой из форм. Статья по своему формату является пилотной, на первый план в ней выдвигается постановка проблем, гипотез и исследовательских задач. Автор рассчитывает, что она будет способствовать переходу к конкретно-исследовательскому этапу решения поставленных задач.

1032-1040 44
Аннотация

Публикация посвящена изучению конструирования имиджа телеведущей в речевых жанрах интервью-беседа и портретное интервью. Речевой жанр рассматривается как фактор, влияющий на создание лингвистического имиджа медийной личности. Под лингвистическим имиджем понимаются языковые средства-экспликаторы, используемые телеведущей для достижения основной цели речевого жанра. Цель статьи – продемонстрировать взаимосвязь между имиджем телевизионной ведущей и речевыми жанрами интервью-беседа / портретное интервью. Предметом исследовательского внимания послужили языковые средства экспликации имиджа телевизионной ведущей, работающей в указанных речевых жанрах. При проведении работы применялся описательный метод с привлечением качественного и количественного контент-анализа, дискурс-анализа. Лингвистический имидж телеведущей проанализирован на четырех уровнях языковой системы. На каждом из них обнаружены единицы, являющиеся своеобразными маркерами языкового имиджа телеведущей в речевых жанрах интервью-беседа и портретное интервью. Результаты работы могут быть применены в теоретических и практических курсах по теории медиадискурса, спецкурсах по медиалингвистике, лингвоимиджелогии и коммуникативной жанрологии. В перспективе исследование может быть направлено на определение невербальных средств-экспликаторов имиджа телевизионной ведущей в исследуемых речевых жанрах.

1041-1050 42
Аннотация

В наши дни интерес к изучению связи между звуком и значением, фоностилистического оформления текста возрос. Актуальность данного исследования заключается в том, что одним из перспективных фонетических направлений стало изучение функционирования звукоизобразительности в поэзии, которая сообщает произведению большую выразительность. Цель – выявить прагматические особенности передачи фонических средств при переводе современных англоязычных поэтических текстов. Цель обусловила выбор методов: сравнительно-сопоставительный анализ, методы фоносемантической и фоностилистической интерпретации оригиналов стихотворений и их переводов, закон тесноты стихотворного ряда О. Н. Тынянова. Для вычисления частотности встречаемости звуков в контексте фоносемантического анализа в русскоязычных текстах нами был использован метод подсчета звуков В. Н. Елкиной и Л. С. Юдиной, а для вычисления частотности звуков в англоязычных текстах – метод подсчета звуков Цоя Вай Чуэн Томаса. Теоретическую базу исследования составили труды М. А. Балаш, Г. В. Векшина, З. С. Дотмурзиевой, В. Н. Елкиной, А. П. Журавлева, Л. В. Лаенко, Ф. Мико, Л. П. Прокофьевой, Е. А. Титовой и др. Объектом исследования является фоника поэтического текста и ее прагматический потенциал. Предметом – сравнение прагматики звукоизобразительных средств в английском и русском языках. В качестве материала для настоящего исследования были рассмотрены современные поэтические тексты: стихотворение современной британской поэтессы С. Дагдейл Zaitz и три его перевода на русский язык, выполненные Е. Третьяковой, А. Щетининой и М. Виноградовой, а также стихотворение К. Э. Даффи Энн Хэтуэй и его перевод Ю. Фокиной. Теоретическая значимость исследования определяется ролью звукоизобразительных средств в поэтическом дискурсе и установлении взаимосвязи между звуковой организацией поэтической речи и реализацией прагматического потенциала на фонографическом уровне, в развитии способов определения эффективности передачи фонических (фоносемантических и фоностилистических) приемов при переводе. Результаты исследования можно применять при разработке учебно-методических пособий по письменному переводу, стилистике, фонетике.

1051-1059 39
Аннотация

Данная статья посвящена лингвоперсонологическому исследованию языковых средств и речевых приемов реализации стратегии на понижение в текстах интернет-комментариев. Особое внимание уделено речевой представленности стратегий и тактик, направленных на дискредитацию действующей власти. Основными методами исследования являются метод сплошной выборки и метод лингвистического анализа. Материалом исследования послужили наиболее резонансные публикации мэров Нью-Йорка и Лондона на официальных страницах политиков в социальных сетях Twitter и Facebook и интернет-комментарии пользователей к ним. Ведущей стратегией в рамках дискредитации власти является стратегия на понижение. В результате исследования были определены преобладающие тактики речевой реализации стратегии на понижение и выявлены речевые приемы их воплощения. В качестве ведущих тактик определены тактика «анализ-минус», тактика оскорбления и тактика обвинения. Исследование содержания интернет-комментариев к выступлениям политических деятелей свидетельствует о снижении доверия к власти. Проведенный анализ комментариев показал, что авторы интернет-откликов обладают индивидуальным стилем выражения мысли, обусловленным субъективными факторами и отраженным в соответствующем ситуативном подборе слов и выражений. В связи с этим проблема дискредитации действующей власти представляется значимой.

1060-1066 42
Аннотация

Цель – описать и сопоставить мотивирующие признаки концептов богатство и wealth. Для выявления всего спектра мотивирующих признаков привлечено 11 этимологических словарей русского языка, 7 этимологических и 4 толковых словаря английского языка, в которых приводится история развития слова wealth. Задачи: 1) проанализировать слова богатство и wealth – основные репрезентанты изучаемых концептов – в этимологических и толковых словарях русского и английского языков; 2) выявить все мотивирующие признаки концептов богатство и wealth; 3) сравнить полученные данные в свете теории ментальности. Актуальность работы: в русской языковой картине мира определяется спектр областей, связанных с представлениями о богатстве, их восприятии в аспекте первопризнаков в двух языковых картинах мира. Научная новизна: впервые определяются мотивирующие признаки концептов богатство и wealth, которые рассматриваются в аспекте теории ментальности. У русского концепта богатство выделено 15 мотивирующих признаков, которые можно объединить в 5 блоков: 1. Материальное состояние: (большое личное) имущество; (из)обилие; пища; скот; (благо)состояние; хлеб / жито. 2. Распределение ресурсов: Бог; господин; назначать / давать / наделять. 3. Выделенная часть: достояние / доля; удел. 4. Духовное достояние: благо / блага; счастье. 5. Ценности: духовные ценности; (материальные) ценности. У английского концепта wealth отмечено 14 мотивирующих признаков, которые можно представить в виде 3 блоков: 1. Материальное состояние: благополучие; благосостояние; добро; достаток; изобилие / избыток; (большое) имущество (любого вида); собственность. 2. Ценности: драгоценности; (материальные) ценности; накопления; сокровища. 3. Духовное достояние / состояние: благоденствие / процветание; (общественное) благо; счастье.

1067-1073 37
Аннотация

Представлена концепция выявления и описания степени денотативной вариативности языкового знака. В аспекте изучения вариативности языка в целом данная концепция не подвергалась глубокому осмыслению. Актуальность и новизна работы определяются отсутствием специальных исследований, посвященных выявлению степени вариативности денотата (высокая / низкая). Введение понятия степень денотативной вариативности в контекст настоящего исследования обнаруживает его практическую и теоретическую значимость. Предпринятое исследование позволяет верифицировать основные тезисы, концепцию работы как в русле изучения вариативности языка в целом, так и в частных аспектах, связанных с описанием степени вариативности денотата слова в процессе его толкования говорящими. Ставится цель описать степень вариативности денотата как высокую или низкую. Сбор материала осуществлялся методом лингвистического эксперимента. Эксперимент проходил в два этапа, на каждом из которых была смоделирована ситуация по толкованию значения слова говорящими. Результаты эксперимента показывают, что низкая степень вариативности наблюдается на уровне соотнесения слова с денотатом, что обусловлено низким потенциалом денотативного компонента к реализации множественности смысловых модификаций. Наоборот, высокую степень вариативности проявляют коннотативный и ассоциативный компоненты слова, которые обладают более высоким потенциалом для возникновения различных смысловых версий. Полученные в рамках проведения эксперимента данные позволяют определить возможности их использования в изучении феномена вариативности языка, расширить и углубить границы исследования языковой вариативности.

1074-1085 51
Аннотация

Настоящая статья рассматривает вопрос склоняемости славянских топонимов среднего рода на -ово/-ево, -ино/-ыно в русском языке. До ХХ в. такие названия последовательно изменялись по падежам, с середины столетия наметилась тенденция к несклонению топонимов, несмотря на существующее правило. Исследователи выделяют три причины, послужившие распространению данного явления: профессиональная речь военных и топографов, влияние неславянских несклоняемых топонимов среднего рода, устранение возможного смешения названий среднего рода с названиями мужского рода при одинаковой основе. Автор оценивает достоверность причин появления на практике топонимов на -ово/-ево, -ино/-ыно в несклоняемом виде, степень их возможности повлиять на отступление от нормативной практики, дополняет материал самостоятельными исследованиями. Главным фактором, послужившим широкому закреплению на практике несклонения топонимов на -ово/-ево, -ино/-ыно, является то общество, в котором функционировал русский язык бо́льшую часть ХХ в. Это был тоталитарный период, для которого характерен культ простого человека и ориентация на наименее образованных; данное обстоятельство не могло не сыграть в пользу распространения многочисленных отступлений от литературной нормы. Кроме того, появление значительного числа топонимов на -ово/-ево, -ино/-ыно, образованных от фамилий вождей коммунистической эпохи (Сталино, Ленино, Калинино, Ульяново, Куйбышево и др.), в косвенных падежах создавало опасную аналогию с советскими лидерами, что могло способствовать распространению несклонения.

1086-1095 42
Аннотация

Цель – представить концепцию корпуса устных и мультимедийных (поликодовых) текстов традиционной региональной лингвокультуры, под которой понимается гетерогенный лингвокогнитивный феномен, обусловленный пространственными координатами, ценностными доминантами и социальным опытом локального сообщества, а также такими национальными и этнотерриториальными культурными кодами и субкодами, как мифологический, теологический, антропоморфный, биоморфный, бытовой, промысловый и т. д. Предметом исследования являются основные принципы создания Электронного текстового корпуса лингвокультуры Северного Приангарья (КЛСП), который создается в Сибирском федеральном университете и включает эмпирический материал комплексных фольклорно-диалектологических и этнографических экспедиций в старожильческие районы Северного Приангарья: Кежемский, Богучанский и Мотыгинский. В статье раскрываются основные принципы создания КЛСП – принципы репрезентативности, синхронизма региональности, тематического, жанрового и функционально-смыслового многообразия устных и поликодовых текстов. Выявляются критерии отбора культурно маркированных (культуроносных) устных текстов для включения в корпус, рассматриваются вопросы их лингвокультурологической информативности. Обосновывается целесообразность структуры КЛСП, который включает в себя диалектный, фольклорный и мультимедийный подкорпуса. Материалы всех подкорпусов содержат ценные сведения для решения различных проблем русистики. Взятые в совокупности, они способствуют решению практических задач экологии лингвокультуры. Технические возможности корпуса позволяют осуществлять поиск по нескольким параметрам: речевому и фольклорному жанру, теме, базовому концепту, слову. Сопоставление типологически значимых характеристик КЛСП с другими специализированными корпусами диалектной речи позволило обосновать его уникальность и наметить перспективы дальнейшего развития и использования в региональной лексикографии и других отраслях русистики при изучении современного состояния традиционной сибирской лингвокультуры, ее базовых концептов и жанров, при многоаспектном исследовании фундаментальных проблем: язык и культура, язык и ментальность.

1096-1103 41
Аннотация

 

Категория косвенной эвиденциальности в русском и персидском языках указывает на недостоверный источник информации. Категория адмиративности отражает неожиданную и новую информацию, получаемую участником речевого акта. Вопросительные предложения, как правило, употребляются для передачи категории адмиративности и разных модальных значений. Определить эти значения в русских вопросительных предложениях иногда оказывается сложным для иностранных студентов, изучающих русский язык как иностранный. Актуальность нашего исследования состоит в анализе и сравнении русских и персидских вопросительных предложений и языковых средств, выражающих категорию адмиративности с оттенками модальных значений возможности и побуждения. Научная новизна заключается в отсутствии работ по изучению категории адмиративности в персидском языке, не существует научного исследования, в котором сравниваются категории адмиративности в русских и персидских вопросительных предложениях. Более того, связь адмиративности с модальными значениями возможности и побуждения в русских и персидских вопросительных предложениях не была раньше подробно рассмотрена в подробности. Цель – показать на языковом материале выражение значений адмиративности в русских и персидских вопросительных предложениях, а также рассмотреть ситуации, в которых это значение выражает чувство удивления говорящего от наличия или отсутствия возможности для осуществления определенного действия. В данной статье мы стараемся указать у субъекта речевого акта на чувство побуждения, которое выражается иногда помимо значения адмиративности в русских и персидских вопросительных предложениях. Задачами нашего исследования являются сравнение категории адмиративности в двух языках и рассмотрение ее в русских и персидских вопросительных предложениях, передающих модальные значения возможности или побуждения. Проанализированы языковые средства, используемые в вопросительных предложениях для передачи вышеназванных значений в двух языках. Полученные результаты могут быть использованы при обучении русскому языку как иностранному с целью интерпретации замысла говорящего. Кроме того, результаты данного исследования могут оказать содействие студентам в восприятии и переводе русских и персидских вопросительных предложений, отражающих значение адмиративности с оценками возможности и побуждения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.